Когда слышим словосочетание «проблемный ученик», подразумеваем ребенка, который плохо учится или из неблагополучной семьи. Но между тем есть «проблемные ученики» с синдромом отличника. На первый взгляд у такого ребенка все прекрасно: старательный, тянется к знаниям, получает отличные оценки. Многие родители изначально принимают эти качества любимого чада как подарок, только потом, иногда даже слишком поздно, понимают, что это – ПРОБЛЕМА.

Вера всегда гордо рассказывала, какая у нее замечательная дочка: отличница, победительница различных олимпиад, научных конференций, конкурсов. Ее фотография висит на стенде «Гордость школы». Но в девятом классе ее Наташа, сдав экзамен на «четверку», два дня не ела и отказывалась идти в школу. Сначала Вера думала, что дочку кто-то обидел или учителя поругали за отметку. Стала искать виноватых. Классный руководитель и учитель-предметник объяснили, что у Наташи все равно в аттестате будет стоять «пятерка», так как ее четвертные оценки отличные. Посоветовали обратиться к психологу. После нескольких посещений специалиста Вера поняла, что ее дочь просто не выдержала удар в виде низкой оценки. За эти годы девочка всегда была первой, лучшей в пределах школы, а большому миру она, оказывается, не открыта, не готова принять вызовы от жизни, если из-за оценки в школе, тем более хорошей, так страдает. До произошедшего Вера об этом не задумывалась.

Второй случай рассказала моя соседка Саргылана. Ее сын в этом году поступил в один из лучших университетов Санкт-Петербурга. Мальчик, окончивший школу с золотой медалью, начал учебу отлично, но вот в общежитии не смог жить. По неписаным правилам студенты по очереди готовят, убираются в комнате, а Стас этого абсолютно не умел. Мальчик плакал по телефону, говорил, за это его в общежитии ненавидят, никто не дружит и не хочет с ним жить и что вообще бросит учебу. Его родителям пришлось снять квартиру в Санкт-Петербурге и перевезти туда бабушку. Я за эту ситуацию искренне переживаю, так как недавно мой двоюродный брат-девятиклассник попросил меня порезать… хлеб. Я думала, что шутит. А он действительно не умеет! Но между тем пишет крутые программы по робототехнике и участвует в международных конкурсах.

Таковы дети с синдромом отличника: прекрасно учатся, оканчивают школу с золотой медалью, поступают в лучшие вузы, но… многие реально не готовы к взрослой самостоятельной жизни. Им родители все преподносили на блюдечке, а от них требовалось учиться, хорошо сдать экзамены. И по большому счету в этом не виноваты ни ребята, ни родители, ни учителя. У нас система образования такой стала. Главное, сдать ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, участвовать в разных конкурсах, конференциях и получить как минимум сертификат об участии, так как при поступлении в учебные заведения требуется портфолио выпускника.  Сейчас ученики сами не убираются в школах, потому что это по закону ущемляет права ребенка, даже предмет «труд» сейчас называется «технология», и он уже давно на втором плане и никакому труду не учит.

Как пишут психологи, дети, подверженные синдрому отличника, стремятся всегда и во всем быть лучшими. Такой синдром может быть как врожденным, так и приобретенным. Возможно, это показатель низкой самооценки или комплекса неполноценности. Школьники, думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой. Иногда эта природная потребность в признании и одобрении или врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать. А еще — желание заслужить любовь родителей или страх быть наказанными. Таким детям свойственны робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей.

Конечно, быть отличником хорошо. Но между тем школьные оценки — не главный показатель в жизни. Что, в первую очередь, должны понять родители. Рано или поздно отпуская детей в свободное плавание, мы должны готовить их к этому. Если учебная программа дается легко – замечательно, но ни в коем случае нельзя ставить ультиматумы, к примеру: «если будешь отличником, купим это, поедем туда-то». Главное, у ребенка должна быть мотивация к учебе, и он с радостью должен идти в школу.

А если вы заметили признаки синдрома отличника, дайте понять любимому чаду, что высокая оценка не является главной жизненной целью. Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Если учится на «тройки» по математике и английскому языку, но хорошо рисует, отдайте его в художественный кружок. Если ребенок полностью погружен в учебу, нужно научить его отдыхать и расслабляться. Больше времени проводите с ним, можете отправиться в лес, прогуляться в парке, посетить детский развлекательный центр. Видя, что ребенок старается, не забывайте его подбадривать и хвалить, даже если у него не все получается. Пусть он знает, что для вас важны его желание учиться и старание, а не результат. Дайте понять ребенку, что вы будете любить его всегда, и на это не повлияют никакие оценки.

 

Мария ИВАНОВА