– Мам, ну купи, купи! Ну, мааааам!!!

Слышали такое? А это знакомо:

– Пап, у Наташки уже новый айфон, а я, как дура, со старым хожу!

И это еще цветочки! Дети растут, и потребности у них растут. И вот мы уже хватаемся за голову: как же удовлетворить все желания  любимого чада? При этом мысленно оправдываем себя, что так и надо, ведь дети не должны чувствовать себя ущербными.

 

А что дальше? Некоторые  так и вырастают потребителями. Отсюда и маменькины сыночки, висящие на шее у родителей-пенсионеров, и молодые лоботрясы, которые все «ищут себя» и ни на одной работе не задерживаются. Либо второй вариант: насмотревшись на своих родителей, которые изо всех сил выкладывались, чтобы обеспечить достойную жизнь своим деткам, выросший ребенок точно так же впрягается и всю жизнь бегает по замкнутому кругу от зарплаты до зарплаты, берет бесконечные кредиты и увязает в долговой яме.

Хотите такую жизнь своему ребенку? Любой родитель ответит: «Нет, я хочу, чтобы мой ребенок жил полной жизнью, развивался, путешествовал» и так далее.

И что же делает в большинстве случаев  сознательный родитель?

–  Моя Машенька ходит на танцы и английский. Я считаю, что в дошкольном возрасте иностранный язык лучше усваивается!

–  Мы Петра на робототехнику записали. У него такой аналитический склад ума, весь в отца!

Да, мы хотим, чтобы  сын или дочь  были счастливы и успешны, поэтому заботимся об их умственном и физическом развитии. Мы хотим, чтобы они были здоровы, поэтому стараемся приучить к правильному питанию и к спорту. Мы хотим, чтобы дети хорошо учились, получили специальность, и у них была любимая работа.

Но при всем при этом иногда забываем, что одним из основных умений, которые обеспечивают успешную жизнь любому человеку, является умение обращаться с деньгами, иначе это называется финансовая грамотность.

Правильное отношение к финансам не сложится само – фундамент денежной грамоты закладывается именно в детстве и именно родителями.

Как и когда  начинать финансовое воспитание? Самые первые шаги  стоит сделать, когда ребенку 5-6 лет.

  1. Рассказывайте ребенку, как и за что родители получают деньги. Сводите его, по возможности, к себе на работу.
  2. Расскажите, что такое бюджет семьи, как в него приходят деньги и на что тратятся. Для малыша лучше сделать это наглядно, например нарисовать в виде круга, разделив его на разноцветные сектора, или сделав мешочек с разноцветными бусинами. Каждому сектору или бусине можно дать имя (название). Например, красный – питание, зеленый – плата за квартиру, желтый – покупка игрушек, синий – покупка одежды и т.д.
  3. Объясните, что обязательно должен быть сектор или бусина с именем «накопление», и поясните, для чего он нужен. Чтобы ребенок тренировался накапливать, можно завести ему копилку.
  4. Когда ребенок немного подрастет, начинайте выдавать ему карманные деньги. Это самый эффективный и простой инструмент финансового воспитания. Правила обращения с карманными деньгами заслуживают отдельной статьи.
  5. Не забывайте о контроле! Заведите отдельный блокнот и научите чадо вести свою бухгалтерию. Записывайте остаток на начало недели, затем запишите новые поступления и от кого они получены. Аналогично расписывайте, на что и сколько потрачено денег. И в конце недели подведите итог. Объясните, что такой контроль есть везде, где обращаются деньги, будь то бюджет отдельного человека, предприятия или целой страны.
  6. Сделайте процесс обучения живым и интересным! Сравнивайте вместе с ребенком цены в разных магазинах, делайте покупки вместе по списку, играйте в настольные финансовые игры, заведите ему свою пластиковую карточку. Пусть он видит реальные примеры принятия вами финансовых решений. Обсуждайте его планы на будущее – кем он хочет стать, где жить, на чем ездить, как отдыхать – это отличная основа для обсуждения здоровых финансовых привычек.
  7. Давайте право на ошибку. Если ребенок потратил все деньги на игрушку, а она сразу сломалась, или взял деньги и потерял их – не стоит его ругать. Он и сам расстроен. Пусть лучше эти ошибки будут в 10 лет на карманных деньгах, чем в 30 лет.

Таким образом, финансовая грамотность  – это ценный навык, которому нужно учить не меньше, чем обычной грамотности. Он вырабатывается постепенно, опытным путем, но в ваших силах помочь ребенку научиться ценить деньги, разумно их тратить и приумножать.

Если вам интересна тема, но все еще не знаете, как к ней подступиться,  рекомендую прочитать отличную книгу Бодо Шефер «Пес по имени Мани». Книга интересна и понятна будет детям от 10 лет и старше.

 

Ольга ПАЛИЙ,
консультант-методист Проекта содействия повышению финансовой грамотности
населения 
Специально для «Она+»

Москва