12-летний сын подруги Мишка устраивает ей истерики, грозит покончить жизнь самоубийством. Его айфон сломался, и теперь он требует, чтобы мама купила ему новый смартфон, на котором он смог бы играть в свою любимую компьютерную игру. Его не смущает, что мама работает уборщицей, растит его одна, и живут они в комнате в общежитии, за которую ежемесячно платят ипотечные взносы. И что вы думаете? Подруга хочет взять еще один кредит, чтобы порадовать Мишку.

 

В классе моего старшего сына проблема – дети отвлекаются на уроках, пялятся в смартфоны, играют, матерятся в своем детском школьном чате в Вайбере. На предложение отобрать у пятиклассников мобильники и выдать кнопочные, родители вздыхают: «Да разве они разрешат? И потом, у всего класса отобрать телефоны не получится, а тех, кто будет ходить с «деревянными» будут гнобить одноклассники». Мне же кажется, что невозможность оторвать детей от гаджетов больше надумана взрослыми.

Мой сын с первого класса и до сих пор ходит с кнопочной Нокией.

– Илья, тебе одноклассники что-то говорят по поводу твоего телефона?

– Нет, они знают, что телефон у меня плохой, но что они скажут, они же мои лучшие друзья.

Да, сын хочет смартфон как у друзей, и даже, возможно, получит по итогам учебного года, у нас такая договоренность. Но в любом случае дома он не будет сидеть в смартфоне целыми днями. Надеюсь, это будет так же, как с планшетом. Илья может 30-40 минут поиграть в онлайн-игры только после сделанных уроков и хорошего дела по дому. Это бывает далеко не каждый день, потому что помимо школы у него три кружка, которые он сам выбрал. Восьмилетняя дочка видит гаджеты еще реже. Да, она может посмотреть с нами большой фильм или полнометражный мультик, но обычно мы его «рвем» на две-три части, чтобы не утомлять глаза. У нее тоже телефон кнопочный: он нужен, потому что из школы и в кружки она добирается сама. Смартфон ей «светит» нескоро. В планшете дочка не играет, зато иногда на компьютере я запускаю ей обучающие программы по английскому или игры на логику.

Младший, трехлетний, сын – без телефона (зачем он ему?). Смотрит по два-три небольших советских мультика в день. Все мультфильмы у нас ранжированы в папки по возрасту. Сейчас у него самые любимые – про обезьянок. Естественно, в гаджетах он пока не играет. Да, когда мы с ним лежали в кардиоцентре, где нельзя  было бегать и шуметь, пришлось накачать для него игры на планшет, но дома такой необходимости нет, и игры были безжалостно удалены. Еще у нас есть Play Station, в которые играют все дети, но тоже не так уж часто. Раз в неделю или две.

Вы думаете, наши дети несчастны и им очень скучно жить? Я вообще не представляю, как можно целыми днями валяться со смартфоном в руке или зависать перед телевизором (кстати, у нас вообще нет телевизора. Вернее есть, но мы его используем как монитор для просмотра фильмов из интернета, которые выбираем сами). Школа/детсад, кружки, прогулки на улице, чтение самостоятельно или вслух мамой, игры дома с братом и сестрой, выжигание, алмазная мозаика, рисование, лепка из пластилина, настольные игры вместе с родителями, просто общение. Мы разрешаем детям приводить в гости друзей, подруг и одноклассников. Где тут найти время на бесцельное валяние?

К тому же я не вижу ничего хорошего в том, чтобы мои дети пропали в виртуальном мире. Специалисты считают, что с развитием интернет-технологий всем нам грозит цифровой аутизм. Это когда люди отвыкают от живого общения и попадают в зависимость от социальных сетей, общаясь только «лайками» и смайликами. Их речь беднеет, мозг ленится и тупеет. Недаром миллиардеры и знаменитости запрещают своим детям пользоваться гаджетами. Билл Гейтс, к примеру, не выдавал смартфоны своим детям до 14 лет. А он-то мог позволить себе купить их без кредита в банке.

 

Поэтому, пока не поздно, надо спасать детей из виртуального плена. Как это сделать?

  1. Для начала обозначьте границы: когда, где и сколько можно пользоваться гаджетами. Если вас нет дома, и вы не можете контролировать время игр, помогут пароли и специальные программы родительского контроля. Они ограничивают доступ к приложениям, фильтруют веб-контент, блокируют устройство в установленное время (за исключением звонков), мониторят использование устройства и отправляют отчет на телефон или электронную почту родителя. Желательно, чтобы взрослые показали пример и тоже ограничили использование гаджетов.
  2. Предложите вместе обычных онлайн-развлечений игры для развития интеллекта, онлайн-тренировки внимания, памяти и ума. Детей постарше научите пользоваться полезными программами – фоторедакторы, создание сайтов, 3D-моделирование.
  3. Поощряйте живое общение с ровесниками: почаще приглашайте их в гости, устраивайте совместные вылазки с друзьями на природу, в игровые центры.
  4. Найдите ребенку хобби. Что ему нравится больше всего – рисование, шахматы, игра на гитаре или плавание? В профильных кружках и секциях у вашего чада будет живое общение плюс он научится чему-то интересному и новому.
  5. Побольше общайтесь с детьми, играйте в различные игры, занимайтесь творчеством, ходите в театры, музеи и кино, читайте вместе книги. Кстати, есть замечательная книга для подростков Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее». Она как раз о цифровом аутизме.

 

Вероника СКВОРЦОВА