Часть четвертая

Уважаемые читатели газеты «Она +»!

Я хочу рассказать о главном деле своей жизни – воспитании детей. Очень надеюсь и буду рада, если после прочтения сокровенных отрывков моего дневника многие детишки обретут счастье. Счастье быть в семье.

С уважением мама 19 детей

О чем не должна знать мама

Как и в любой семье, между детьми были ссоры, споры и даже конфликты. Но мы всегда решали такие проблемы на семейном совете. Дети взрослели, а этих споров, ссор и конфликтов у нас становилось все меньше, протекали они все незаметнее – я даже радовалась, что их у нас нет. Правда, уже повзрослев, во время  одного из наших «душевных разговоров» ребята рассказали, что у них между собой иногда возникало непонимание в отношениях. НО! У детей было СВОЕ ПРАВИЛО: МАМУ НЕЛЬЗЯ ОГОРЧАТЬ. И это было принятое в их детской культуре «золотое» правило, о чем не должна знать мама. Споры и ссоры, конфликты и обиды дети «решали» сами, так они становились еще дружнее и ближе друг с другом.

Комментарий психолога. Описанная ситуация говорит о том, что дети успешно прошли адаптацию в семье, у них образовалась своя детская субкультура – неписаные правила и традиции. Протесты и конфликты сошли на нет благодаря тому, что родители успокоили их недоверие и страхи, сумели доказать детям, что любят их безусловно. И ребят, кроме обычных детских притирок, больше ничего не беспокоит. Вот поэтому и появилось это «золотое» правило!  

 Отцовский и материнский подход

Наш папа учит сыновей охотиться, добывать зверя и рыбу, вести хозяйство, выживать в тайге, причем без лишних слов и «сюсюканья». Сыновья умеют все, они не ждут указаний, отцовское воспитание приучает их к самостоятельности и ответственности за себя и семью.

Девочки умеют делать всю женскую работу, которой у нас на Севере много, ведь женщина должна обеспечить главе семейства все условия для выживания в тяжелых условиях Севера – мужчины уезжают на стойбище на два-три месяца. Мои девочки мне помогают шить торбаса, меховые рукавицы, в приготовлении провизии, реставрируют одежду.

Комментарий психолога. Именно воспитание в семье дает возможность понять ее изнутри: кто какую роль выполняет, кто чем занят и почему он это делает. Замечательно, что есть семейные традиции, которые позволяют ребенку не просто научиться каким-то навыкам, а дают ему особую роль – члена семьи, с его функциями, чувством принадлежности, ощущением нужности и любви.

 

Особый подарок к юбилею

Народы Севера характеризуют внешняя сдержанность в выражении душевных переживаний, немногословность, абсолютное спокойствие, но слово родителей для детей – закон. Семейное обсуждение обычно спокойное: дети высказывают свое мнение, родители прислушиваются к нему. Наш папа говорит: «Важно, что после меня останутся мои дети, которые будут гордо говорить: «Я – сын Виктора»».

Однажды мы в узком семейном кругу отмечали день рождения отца. Все говорили теплые слова, поздравляли, накрыли праздничный стол… В тот вечер один наш приемный сын, которому на то время только исполнилось 18 лет, тоже присоединился к теплым словам поздравлений и вручил отцу… свой паспорт. Мы были в недоумении, почему он показывает его папе. Открыв документ, муж был удивлен – приемный сын поменял свои фамилию и отчество!

Это был заслуженный папой подарок.

Комментарий психолога. И такое бывает в наших семьях! Приемные дети выражают признательность неожиданными поступками. Благодарность – самая большая награда приемным родителям. Но не все дети могут выразить ее подобным образом. Одному ребенку свойственно благодарить маму и папу хорошим поведением, другому – заботой о родителях, третьему – успехами в учебе, четвертому – просто быть настоящим человеком.

Дорогие родители! Дети, конечно, должны благодарить вас, но не обязаны. Если ваш ребенок счастлив, то значит – благодаря вам!

 

«Нет, мама, это нам повезло…»

Как счастливая мама могу сказать, что уклад жизни нашей семьи привел к тому, что я не почувствовала больших проблем в воспитании своих детей, хотя у всех них жизнь была не из легких. Я рассуждала вслух:

– У меня такие дети хорошие или мне так повезло? Почему другие семьи не берут ребят из детского дома?

– Нет, мама, это нам повезло, это ты у нас хорошая,  – ответила моя дочь.

Я надеюсь и верю, что, прочитав мои записи из дневника, многие семьи возьмут детей к себе домой, в семью! Поверьте, чужих детей не бывает!

Подготовила Елена ПТИЦЫНА

 

Комментарии к дневнику составлены Надеждой Ноговицыной,

педагогом-психологом

ГБУ РС(Я) «Методический центр организации социального обслуживания населения»