Уважаемые читатели газеты «Она +»! Я хочу рассказать о главном деле своей жизни – воспитании детей. Очень надеюсь и буду рада, если после прочтения сокровенных отрывков моего дневника многие детишки обретут счастье. Счастье быть в семье.

С уважением мама 19 детей

 

СЛЕЗЫ СПАСАЮТ

В 2006 году в семью пришли еще три приемных ребенка. Они были совсем без ничего, голодные, неухоженные, одеты не по погоде и возрасту. В то время мы с мужем работали на одном предприятии и имели некоторый материальный запас, позволивший нам купить детям кроличьи шапки, фабричные теплые шубки, унты и другие необходимые вещи. Чистенькие, одетые в красивые одежды, они у нас как будто родились заново! И тут мы с мужем увидели своих детей уже  другими глазами… Перед нами сидели просто очаровательные ребятишки!

Заниматься с ними оказалось очень сложно. Это был самый трудный период. Нелегко пришлось и самим детям. Ведь им выпало пережить разлуку с кровной семьей (родители были лишены прав), вынести множество испытаний судьбы, в том числе – приход в новую семью, заново научиться доверять взрослым, этому огромному миру! Естественно, не только мы, но и сами дети страдали от того, что не имели элементарных жизненных навыков гигиены, самообслуживания, самостоятельности.

Живем мы на Севере. За Полярным кругом. Как правило, у нас принято, что муж работает, жена охраняет домашний очаг, создает уют и смотрит за детьми. Так было и в нашей семье. Муж много работал, уезжал на длительное время на рыболовство (это основной вид хозяйства). Заниматься с детьми – объяснять, рассказывать все подробно до мелочей, проговаривать о страхах, о том кошмаре, который они пережили, научить заново доверять миру и людям – легло на меня. Каждый день от усталости, иногда от радости первых успехов и достижений, иногда от того, что многое не получалось, мне приходилось плакать не по-детски. Слезы. Они меня спасали.

Комментарий психолога. Да, действительно, воспитание приемных детей – дело не из простых, но одно из самых добрых в мире! В нашей системе защиты детства есть понятие «эмоциональное выгорание». Состояние, которое хорошо знакомо многим приемным семьям. Ведь приходится не только успевать все в семейно-бытовых делах, но и «работать» с каждым ребенком. Найти индивидуальный подход, помочь ему пройти адаптацию, принять ситуацию потери семьи и родителей А это все требует времени, самоотдачи, саморегуляции, терпения и надежды, что все будет хорошо. В приведенной ситуации слезы – это выплеск эмоций, чувств и переживаний, что действительно помогает «не выгореть» приемному родителю.

 

КЛЯТВА ДРУЖБЫ

И такое бывает. В нашу семью пришел еще один мальчик, он был уже подростком. Через некоторое время стал рассказывать о своем друге, с которым жил в детском доме в одной комнате. Сильно скучал по нему, часто вспоминал. По его рассказам, друг в детском доме уже шестой год, очень хочет в семью. Хороший мальчик, послушный, спокойный, физически развитый, отличный спортсмен. Мы с мужем стали догадываться, что приемный сын хочет нас убедить «взять в семью его друга». Однажды он открыто попросил нас «взять его друга». В тот вечер мы с мужем ему ничего не обещали, но сказали, что подумаем над этим.

Помню, как наш сын, услышав одобрение его идеи, засиял от радости, много-много раз убеждал, что его друг очень хороший мальчик, что он будет очень рад! Мы позвонили в орган опеки, затем в детский дом и предупредили, что через определенное время приедем за мальчиком. Приехали. Наш сын считал недели, дни, часы… Он настолько торопился увидеть друга, что сильно волновался. Встреча была очень теплой и искренней, ребята крепко обнялись, каждый из них хотел наверстать пропущенное время, долго разговаривали, рассказывали о себе, о том, что произошло в жизни «без друга».

Когда два мальчика жили в одном детском доме, они сказали друг другу: «Если кого-то из нас возьмет приемная семья, тот убеждает новых родителей взять его друга». Эта была клятва дружбы.

Комментарий психолога. Иметь близкого преданного друга в детском доме – это мощный психологический ресурс. Поверьте! Многие ребята, не испытавшие чувства привязанности, верности и преданности, вырастают недоверчивыми и неуверенными. Друг, который был рядом на протяжении многих лет, тем более в детском доме, многое значит в жизни приемного ребенка. Часто дети, приходя в приемную семью, очень переживают по поводу друга, который остался в детском доме, они думают, что предали его, оставили одного и теряют информацию о нем – как и о кровной семье, которой лишились, попав в детский дом.

Главное – надо понимать, что жизнь ребенка не НАЧИНАЕТСЯ с приходом в новую семью – она ПРОДОЛЖАЕТСЯ! А значит, не стоит «сжигать мосты» сразу, и не мы, приемные родители и специалисты, должны решать за ребенка – продолжать общаться с друзьями из детского дома или нет. Позвольте ребенку поддерживать эти отношения, он может ходить к ним в гости, писать письма, делиться своими новостями, радостями и достижениями. Ведь это не только дружба, но и привязанность, которая помогла им справиться со многими трудностями в их нелегкой жизни. 

Подготовила Елена ПТИЦЫНА

 

Комментарии к дневнику составлены Надеждой Ноговицыной, педагогом-психологом ГБУ РС(Я) «Методический центр организации социального обслуживания населения»