У якутских фильмов – узнаваемое лицо, свой неподражаемый почерк. Их любят критики и различные кинофестивали. Но есть ли у наших картин будущее, смогут ли они стать вровень с мировыми? Чтобы пролить свет на эти вопросы, мы побеседовали с директором кинотеатра «Синема Центр» Егором ДАВЫДОВЫМ.

– Уже много лет в высказываниях именитых кинокритиков России появляется термин Сахавуд, по аналогии с Голливудом и Боливудом. По-вашему, это так, или мы выдаем желаемое за действительное?

– Есть такой феномен. Это началось примерно десять лет назад, когда стали появляться фильмы, достаточно много и хорошего качества, которые собирали приличную кассу внутри региона. Именно тогда понемногу начинает формироваться имидж якутского кино за пределами республики. Российские специалисты, работающие в сфере кино, узнавали о таком явлении, как якутская киноиндустрия, появился интерес к нашему кинематографу, тогда же активизировались федеральные СМИ, которые, в свою очередь, сильно повлияли на узнавание.

– А какие это были картины?

– Например ленты от группы «DETSAT», режиссеров Никиты Аржаков и Сергея Потапова. Но, можно сказать, локомотивом стал фильм «Тайна Чингисхана» Андрея Борисова. Это первая полномасштабная, с хорошим бюджетом лента, которая привлекла к себе много внимания. Несмотря на то, что ее очень активно критиковали, а в прокате он провалился, на мой взгляд, свою главную задачу все-таки смог выполнить. С «Тайны Чингисхана» и начался эффект Сахавуда.

– Если Голливуд у нас ассоциируется с именитыми актерами и шикарными спецэффектами, Болливуд – индийскими танцами и любовью, то Сахавуд – это…

– Прежде всего – самобытная якутская культура, менталитет, красивая природа и талантливые люди. Наши фильмы пока еще ориентированы на внутренний рынок. Люди в героях узнают себя, очень много картин про деревенскую жизнь, поднимаются вопросы, которые волнуют именно якутян. Но с каждым годом качество и уровень фильмов растет, а с ним растут и амбиции киноделов. Надеюсь, в очень скором времени появятся ленты, которые добьются успеха в широком прокате.

– Какой из наших фильмов собрал самую большую кассу?

– Рекордсменом пока (улыбается) является «Агент Мамбо», но «Надо мною солнце не садится» еще в прокате, и интерес зрителя не потерял. А если говорить о прибылях, то такие фильмы как «Костер на ветру», «Его дочь», «Царь-птица» больших доходов своим создателям не приносят. Они из разряда артхаусных, более философские, для вдумчивого и подкованного зрителя, которые ездят с одного кинофестиваля на другой. Как раз-таки благодаря таким фильмам республика смогла заявить о себе на международном уровне. И в этом ряду выделяется творение Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится»: несмотря на свою яркую фестивальность, он понятен и простым обывателям, и матерым ценителям кино. Фильм имеет все шансы собрать ворох наград и приличную кассу на прокате.

Неплохую прибыль в свое время принесли создателям фильмы «Кэскил», «Айыы Уола», «Кэрэл», «Тропа смерти», «#TAPTAL».

– Что больше у нас снимают – ужасы, комедии или драмы?

– Конечно, больше комедий. У нас еще много хороших драм, но и хорроры не остались в сторонке. Так повелось, что наши зрители любят пугаться J, и фильмы ужасов, не только местные, очень популярны. Наверное, сказывается национальная любовь к страшным историям.

Моим самым первым якутским фильмом ужасов стал культовый «Сэттээх сир», я его посмотрел в школе, на уроке национальной культуры.

– Когда закончился фильм «Надо мною солнце не садится», впервые увидела, как люди встают и аплодируют. Часто такое происходит?

– Не часто, только на самых ожидаемых и лучших картинах. Когда фильм настолько трогает и вызывает сильные эмоции, что ты не можешь сдержаться и хочешь похлопать. Достаточно лишь одному начать, как все подхватывают. Очень воодушевляет.

– Сколько примерно фильмов выходит в год?

– Больше десяти, но не все попадают в прокат. Мы, работники кинотеатров, ответственные за репертуар, заранее смотрим картину, оцениваем фильм и обсуждаем возможный прокат. Обычно обсуждения проходят в таком русле – «как помочь фильму собрать хорошую кассу?» Это зависит от даты выхода в прокат, от рекламы, подачи. В конце концов мы делаем общее дело. Если фильмы хорошо собирают в прокате – хорошо всем, как кинотеатрам, так и создателям. Бывает, конечно, хоть и редко, что мы отказываем в прокате, если фильм не соответствует качеству. Потому что сейчас зрители стали требовательными, и качество выходит на первый план.

– Говорят, мировой кинематограф в большом кризисе, ничего нового не придумывается, а только переснимают старое или делают бесконечные продолжения. Этот год вообще побил все рекорды по переснятым картинам, таким как «Кладбище домашних животных», «Аладдин» и «Король Лев». Так ли это?

– В какой-то мере мнение, частично, верное. Причина в том, что большие кинокомпании боятся рисковать, для них проще снять качественную ленту с уже проверенным сюжетом и практически гарантированным успехом, чем начинать что-то новое. А многомиллионные армии фанатов только подливают масла в огонь.

– Что нужно, чтобы наши картины вышли на мировой уровень?

– Поддерживать, ходить в кинотеатры и голосовать своим рублем. Отрадно, что сейчас республиканское правительство станет помогать и финансировать якутскую киноиндустрию, но последнее слово всегда остается за зрителем. Поэтому призываю всех якутян: ходите в кино!

 

Яна ПАВЛОВА