Сегодня узнал о трагедии в Оймяконье. Молодые парни выехали из Якутска в Магадан и поехали не через Усть-Неру, по ФАД «Колыма», а решили срезать через Томтор, по заброшенному старому колымскому тракту… Сложно говорить, не зная подробностей, о мотивах такого решения, но итоги весьма плачевны: один замёрз насмерть, второй с сильными обморожениями доставлен в больницу в тяжёлом состоянии.

Как готовиться к таким поездкам?! Что нужно предпринимать властям, чтобы такого не допустить?

Я сам уже пять лет езжу по этим направлениям. Помню, как в первый раз поехал на своей машине с туристами в Оймякон. Несмотря на то, что меня очень подробно проинструктировали, дали спутниковый телефон, зарегистрировали поездку в МЧС, но мне всё равно было страшно съезжать с «федералки» в сторону Томтора, где редко встретишь другую машину. Помню, как холодело сердце, когда я улавливал на очередном подъёме новые нотки в работе двигателя своего авто, молясь лишь об одном: только бы не сломаться!  Помню, как я не мог найти нужный съезд из Томтора в Оймякон, несмотря на наличие навигатора и подсказок «знающих людей» по телефону. А просто тогда банально даже таблички не было, куда ехать и где съезжать…  Не особо и сейчас что-то изменилось в лучшую сторону…

Со временем, конечно, привыкаешь ко всему. Хотя можно ли привыкнуть к холоду и нашим дорогам, сколько бы ты по ним ни ездил, это вопрос философский. Я так и не привык. Но стараюсь к этому подготовиться, а по возможности и приспособиться. Конечно, начинал я не с нуля. Уже давно достаточно подкованные суровыми условиями якутских зимников водители нашей компании @visityakutia.com поделились своим опытом, кое-что у меня было в закромах, кое-что я усовершенствовал или доработал сам.

Итак, вы собрались ехать зимой по нашим дорогам.

Первое

 Утеплите свой автомобиль, обязательно прокатитесь на нём до начала поездки, проверьте, как ведёт себя автомобиль, залит ли антифриз нужной консистенции, не греется ли машина на ходу или на холостых оборотах. Узнайте особенности поведения своего авто на морозе, например, двигатель 3s при сильном морозе может выплюнуть масло через щуп или выдавить сальник двигателя из-за замерзшего сапуна. Лично я на зиму на «Крузаке»  делаю забор воздуха из-под двигателя, затыкая отверстие под крылом, где находится воздушный фильтр, и всегда чищу сапуны на машинах. На «Делике» менял его на силиконовый. На своём «Хайсе» в салон я поставил сухой фен «вебасто» — это и третья печка, если будет прохладно в машине, и обогрев пассажиров, если случится какая-либо поломка, не позволяющая оставить работающий двигатель. Также я вожу с собой и портативный гараж, полностью закрывающий мой авто снаружи. По моим расчётам, при таком утеплении и вебасто, я смогу держать плюсовую температуру в салоне авто от 8 до 12 часов. И, имея при себе спутниковый телефон, я думаю, помощь должна подоспеть вовремя.

Второе

Берите с собой тёплую одежду. На ноги идеально валенки (большего размера) или якутские унты (торбаса). Вся эта чертова заграничная обувь с этикеткой —70 вас не спасёт! Проверено на многочисленных туристах из Европы и Америки. Что только они не берут с собой в поездку, а заканчивается всё банальным переодеванием в валенки, которые мы всегда берём с собой для каждого туриста. Верхней тёплой одежды сейчас много, в пятом «Баске», я, кстати, замёрз, хотя пишут, что он до минус 50. А вот в куртке, которая изнутри прошита плотным термоутеплителем (по типу сумок-холодильников, которые держат хорошо и холод, и тепло, в зависимости, какие продукты вы туда положите), вполне себе тепло и в минус 60! Термобельё, шерстяные носки, варежки и тёплая шапка из натурального меха — это обязательные атрибуты зимней экипировки.

Помните, даже если вы и в этом замёрзли, то нужно начать ходить. Если сломался автомобиль, и нет возможности его починить, то он уже не место вашего спасения, а, скорее, наоборот. И если до ближайшего населённого пункта 20-40 километров, вы смело можете дойти пешком, а по пути ещё и согреться.

Однажды я попал в такую ситуацию, будучи ещё ребёнком. Мы поехали на санях, запряжёнными лошадьми, на протоку — добывать лёд. По дороге замёрзли ноги, и растирания мне не помогали, тогда мой дядя сказал: «Беги домой!» Я сначала испугался, что мне придётся километров семь возвращаться одному по просёлочной дороге, но он был настойчив. И я побежал…  Минут через двадцать стал потеть от нахлынувшего тепла в теле, ещё чуток погодя согрелись и ноги, а когда  добрался до дома, был уже мокрый, румяный и счастливый, с шапкой набекрень. А вот если до пункта больше 40 км, тут уже тёплая одежда может не спасти, так как без отдыха и сна вам добраться будет уже гораздо тяжелее.

Тогда нужен огонь. Самый простой способ — это горючее. Китайские газовые баллоны не в счёт, они моментально замерзают и при минус 10 градусах. Нож или лёгкий топор в дорогу нужно брать обязательно. Потренируйтесь на даче или в лесу недалеко от дома разжигать костры подручными средствами. У меня так друг всегда репетировал перед предстоящими совместными поездками по зимникам Якутии. Правда, и без забавных моментов тоже не обходилось. Однажды он прилетел ко мне в Тикси и привёз с собой модный лёгкий импортный топор — торжественно мне его подарил, ну, типа, в дороге пригодится дрова рубить. В тундре….

Третье

Не верьте навигаторам! Однажды Maps.me из Москвы в Якутск повёл меня через Братск по зимникам. Хорошо, что я знаю правильную дорогу, а то мог бы влипнуть, сокращая свой путь. Яндекс однажды потащил меня из Улан-Удэ в Читу не по федералке, а по короткой местной дороге. Но в тот раз я рискнул и поехал по ней: было интересно посмотреть, что это за направление, хорошо, что я был на «Крузаке»… Такую паршивую гравийку даже у нас в Якутии поискать надо… Про Монголию я вообще молчу, там любой навигатор — это наш Иван Сусанин. Ну а Гугл, если вы забьете маршрут Якутск-Магадан, поведёт вас по уже несуществующей старо-колымской дороге на костях… Где, собственно, и случилась эта трагедия.

Четвёртое

Предупреждайте близких, куда и когда вы едете, звоните им, как только появится связь и говорите своё местоположение и куда вы направляетесь теперь. Какие планы у вас на ближайшее время, до какого населённого пункта собираетесь доехать сегодня и где планируете ночевать. Спутник, трекер, регистрация поездки в МЧС (если вы едете не одни или экстремалите) вам будут только на пользу.

Пятое

Помните о «точке невозврата». Если от начала вашей последней заправки вы потратили половину своего запаса топлива, а дорога впереди всё хуже и хуже, и нет точной информации, что впереди будет заправка и нет встречного транспорта для уточнения обстановки, это серьёзный повод вернуться обратно — и ничего зазорного в этом нет.  При больших расстояниях между заправками хорошо бы иметь пару канистр запаса.

Представьте ситуацию. Между Усть-Нерой и Сусуманом 400 км. Заправок между этими точками нет. Вам хватит топлива? (Ну, обычно бака хватает на 500-600 км.). Ответ — да. А если вы прокололи колесо или сломались на середине пути?! На сколько тогда хватит ваших запасов? На пять-шесть часов стоянки с заведённым двигателем?! Даже если вы почините колесо или неисправность, хватит ли вам топлива добраться до ближайшей заправки? И не лучше ли вернуться обратно, если топливо на исходе, а вы проехали меньше половины пути?! На своём 105-м «Крузаке» я установил три топливных бака общим объёмом в 350 литров и запасом хода примерно в 1800 км. И то, когда я поехал в Тикси (расстояние  между заправками было 500 км), я ещё дополнительно взял с собой 200 литров бензина — на случай пурги, и не ошибся, так как два дня в пути мы пурговали.

Итак: 240 литров бензина в двух баках (плюс ещё в том, что в каждом свой насос и, если один вышел из строя, можно переключить на второй и добраться до ближайшего тёплого гаража, чтобы заменить неисправный бензонасос). И ГБО с  баллоном полезной ёмкости в 110 литров.

Шестое

Ломался ли я в дороге?  У меня с собой инструменты, запасной бензонасос, запчасти на «слабые места» того или иного автомобиля. В дороге всегда помогает взаимовыручка, смекалка и профессионализм водителей. Однажды лопнул радиатор на одной из наших «Делик» в рейсе Магадан-Якутск. 380 км я тащил умерший автомобиль по перевалам Верхоянских хребтов. Скажу честно, это было страшно, приходилось срезать углы серпантинов, потому что крутить рулём на замерзающем авто было очень тяжело, в подъёмы перегревался мой мотор и приходилось стоять, остужая двигатель. Мой напарник замерзал в своём авто в минус 45 мороза, и периодически мы менялись местами: он грелся у меня, а я охлаждался у него. Почти каждый дальнобойщик останавливался и предлагал помощь. Меня самого притаскивали и на манипуляторе, и оказывали помощь в дороге, да и мы спасли ни одну легкомысленную голову на зимниках Якутии.

Седьмое

Что бы я предложил республиканской власти?

Ставьте указатели и знаки! На наших дорогах очень легко запутаться.

Должна быть сотовая связь! Дальше Томтора дорога идёт только пару десятков километров и всё! А знака, что дальше тупик — нету! И это — не первые ребята, что уехали не туда! Даже наши местные водители плутают: я знаю пару таких историй, слава Богу, закончившихся хорошо. Сотовая связь на протяжении 156 километров Кюбюме-Томтор берёт только в паре мест и, в основном, только Билайн.

Нет ни одного пункта помощи, как сделали в Магаданской области.

А ведь я всегда пишу об этом, и мне даже как-то раз неофициально писали из ГИБДД с просьбой отправить им фотографию такого пункта спасения. Для чего? Посмотреть и забыть?! А ведь внутри него тепло, есть сотовая связь и питание. Стоят они каждые 50 км. Даже если вы сломаетесь где-то посередине, тепло одетый человек 25 километров пройдёт довольно легко, вызовет помощь и спокойно дождётся её в таком тёплом пункте спасения.

В заключение хочу вам всем сказать главное: куда бы вы ни поехали и с кем, в любой дороге, при любом раскладе надеяться нужно не на звонок в МЧС, не на напарника или проезжающий транспорт. Надеяться нужно только на себя!

Запомните: ваша жизнь в ваших руках!

Максим ШИРИКОВ