Сегодня во всех школах закончится учебный год, наступит ответственная пора сдачи  экзаменов, для выпускников прозвенит последний звонок. Вместе с учениками волнуются и их учителя, и конечно, Галина Николаевна Громова — учитель немецкого языка Хатасской средней школы. Она носит почетное и заслуженное звание «Учитель учителей». Общий педагогический  стаж сорок лет, из них двадцать пять — завучем. Это легко написать одной строкой, а прожить такую жизнь — совсем другое дело.

– Галина Николаевна, а вы помните свой выпускной вечер?

– Помню, как вчера. Белые платья, банты, кудри. Мальчики в первых в своей жизни темных костюмах. После торжественной части и банкета в школьном спортзале все выпускные классы поехали из Хатасс в Якутск (я до сих пор храню пригласительный билет на тот общегородской праздник). На площади Ленина песни, танцы, общение – это незабываемо!

– В чем, по вашему, все-таки отличие учеников тех лет от нынешних?

– Ученики во все времена одинаковые, любознательные. Разве что раньше были чуть скромнее, уважительнее к старшим. А сейчас они  более открыты, свободны, умеют высказывать свое мнение и, конечно, у них шире кругозор.

– Сейчас к учителю относятся обыденно, как к представителю любой другой профессии… А для вас что означает?

– С этим словом связана вся моя жизнь: сложности, преодоления, самые радостные и счастливые моменты. А все началось с моей первой учительницы – Матрены Ильиничны Софроновой. Даже сегодня с волнением вспоминаю ее тщательно выглаженную белую блузку, строгую темную юбку, гладко причесанные волосы и всегда доброе приветливое лицо. Какое было счастье встречать ее возле школы и помогать донести портфель с нашими тетрадками! Сама я еще в пятом классе решила стать учителем немецкого языка. К концу школы твердо знала, что буду поступать на факультет иностранных языков нашего университета. С тех пор и работаю по этому профилю, и ни одного дня не пожалела о своем выборе. А суть нашего учительского дела – давать пищу для размышлений.

– Учебный процесс – это не все, еще есть внеклассные занятия, воспитательная работа…

– Да, это едва ли не самый важный и интересный раздел школьной жизни. Как классный руководитель я занималась этим всегда и с большим удовольствием. Хочу рассказать о наших любимых походах. В далеком 1989 году я познакомилась с Раисой Николаевной Желонкиной, геологом и очень интересным человеком. Тогда на предприятии «Якутгеология» существовал отдел пропаганды профессии геолога, был кружок «Юный геолог». Зимой дети изучали теорию, знакомились с различными минералами, камнями, а летом совершали недельные походы с практической работой. С годами отдел упразднили, а походы продолжались. Мы объездили, прошли пешком многие живописные места Хангаласского, Мегино-Кангаласского, Амгинского улусов, не раз сплавлялись по Амге. Знакомились с историко-культурными особенностями маршрута, встречались с интересными людьми, любовались красотами родного края. Костер, сплав на лодке, солнце, воздух, самостоятельное приготовление пищи на костре, жизнь в палатке, красота природы — яркие ощущения и приятные воспоминания. А как дети были счастливы, когда залезали на вершину горы и махали оттуда руками!

Каждый выпускник при встрече вспоминает какой-то особый, счастливый, иногда смешной случай. Вот один из них. Во время стоянки пошел проливной дождь, все кругом топит и палатки не спасают, надо срочно собираться и ехать обратно. А в это время как раз поспевает приготовленный дежурными борщ, распространяя вокруг вкусные запахи. Все вещи  упакованы и перетасканы в автобус. А борщ? Как же так? Нет, надо съесть! И 16 пятиклассников дружно достают из упакованных рюкзаков ложки, миски и с удовольствием начинают уплетать этот самый борщ. Надо было видеть, каким счастьем сверкали их глазенки! Такое надолго запоминается и согревает душу. Такие походы учат и готовят к жизни, отношению к окружающему миру. Главная заповедь туриста — место после ухода должно быть чище, чем до прихода. А я как классный руководитель преследовала свою цель: создать благоприятные условия для непринужденного общения. Именно в общении вырабатываются уверенность и раскованность, так необходимые в компании сверстников, а в будущем — в межличностных отношениях.

– Состояться в профессии учителя  без поддержки семьи очень сложно. Что вы скажете об этом?

– Конечно, без поддержки семьи полностью отдаваться работе невозможно. У моего супруга Николая Алексеевича старшая сестра тоже была учительницей, поэтому он понимал меня и был главным помощником. Вместе с сыновьями мастерил для класса электрифицированный стенд-тренажер, раздвижную доску, световое табло и многое другое. Как видите, и личная  жизнь оказалась связана со школой, да еще Коля — мой одноклассник. Потом в нашей семье случилась беда – он получил тяжелую производственную травму и на многие годы оказался прикован к инвалидной коляске, позднее — к кровати. Мы с четырьмя детьми смогли справиться с этой бедой, только сплотившись вокруг отца. Вместе постарались сделать все возможное, чтобы он не почувствовал себя обделенным. А я благодаря помощи детей продолжала работать.

– Что желаете себе в будущем?

Галина Николаевна озорно и заливисто смеется.

– Я хочу дожить до ста лет, получить вознаграждение в 100 тысяч рублей и поехать путешествовать по Европе!

 

Валентина СОЛОМОНОВА