С наступлением зимы сдал в химчистку пуховик, почистить нужно было после летне-осеннего сезона в шкафу – рукава, воротник, общий вид. Но, как оказалось, даже обыкновенная химчистка может обернуться тотальной неприятностью для вещи.

 

Пуховики можно сдавать в химчистку, некоторые производители это даже рекомендуют, потому что опасаются, что натуральный пух от обычной домашней стирки собьется, сваляется в комочки, что приведет к снижению теплоизоляционных свойств. Чтобы не возиться самостоятельно с вещью, решил обратиться в химчистку и горько об этом пожалел.

Во-первых, долго не мог получить его обратно – то заболела диспетчер, которая принимает, то не могли найти. В конце концов, пуховик мне отдали, почищенный, но на передней части появились два пятна, которых не было! Пуховик я не фотографировал, конечно, перед этим. А теперь не могу доказать химчистке, что это не мои, как они говорят, «застарелые пятна», а они их где-то посадили.

Приемщица твердила как заведенная, что пятна эти проявились, потому что такой вот пух у изделия (?! – Е.И.). Я написал претензию исполнителю услуг, но как быть дальше? Хочу призвать к ответу нерадивых работников химчистки…

 

Мы обратились за консультацией к адвокату Татьяне ЗАГАЙНОЙ, и вот что она пояснила:

– Вы совершенно правильно поступили, что начали с обращения к исполнителю с письменной претензией. Требуйте устранения недостатков, в том числе путем ремонта и следующей восстановительной отделки в условиях химчистки. В случае отказа в ее удовлетворении, обратитесь в суд с иском о взыскании денежных средств в счет возмещения стоимости чистки и ремонта изделия; взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами; взыскании штрафа в порядке ч. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», расходов по оплате услуг представителя. Однако в этом случае вам придется в обоснование заявленных исковых требований представить в суд заключение специалиста о том, что недостатки изделия возникли в результате его неправильной обработки.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном оказании услуги не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания оказания услуги, как это было в ситуации с вами, когда сначала отсутствовал ответственный сотрудник химчистки, а затем пуховик не могли найти. Требования о возврате денежных средств следует предъявлять в виде претензии в период действия установленной гарантии. При ее отсутствии – в разумный срок, а это не более двух лет с даты приемки оказанных услуг.

 

Таким образом, вы имеете право обратиться:

■ в химчистку с претензией в порядке досудебного урегулирования спора о ненадлежащем оказании услуги;

■ в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) с жалобой на нарушение своих прав в области защиты прав потребителей;

■ с исковым заявлением в суд для восстановления нарушенного права.

 

Татьяна Загайная является опытным юристом и в приватной беседе поделилась с нами еще некоторыми любопытными сведениями.

Во-первых, любая надежная химчистка проводит «опись» повреждений, прежде чем принять вещь. Так специалисты оберегают себя от претензий, что вещь испортили, хотя она была такой изначально. Все оторванные пуговицы, разорвавшаяся подкладка, разошедшиеся молнии – все расписывается на специальном бланке, который затем подписывает владелец. Если вам не предложили такой бланк, обязательно напомните специалисту. С его помощью можно доказать, в том числе, и появление новых пятен или даже «травм».

Во-вторых, получив пуховик, сразу тщательно осмотрите его на предмет рваных мест, ожогов, пятен. Не подписывайте квитанцию, не убедившись, что с вещью все в порядке. Вы имеете полное право проводить осмотр столько, сколько нужно, поэтому не позволяйте торопить себя и подгонять.

Если на куртке обнаружились пятна или повреждения, потребуйте у сотрудника химчистки форму акта или заявления, при отказе ссылайтесь на закон «О защите прав потребителей». В свободной форме распишите ситуацию – когда вы купили куртку, когда принесли ее в чистку, что получили в итоге. Потребуйте возмещения денег. К слову, если вам не выдали акт, вы можете написать претензию на любой бумаге, главное, чтобы сотрудник принял его и поставил подпись. При отказе направляйте заявление заказным письмом на почте и непременно сохраните почтовую квитанцию – она станет доказательством того, что письмо было.

Причем, если даже повреждение обнаружилось дома, а квитанция о принятии работы была подписана, доказать свою правоту можно в ситуации, если повреждения оказались скрытыми, то есть увидеть их бегло было невозможно, или если они проявились позже, например, ткань изменила цвет через несколько дней из-за воздействия химикатов. В любом случае нужно написать претензию, а также собрать максимальное количество доказательств: фото, переписка, все документы.

Если химчистка возражает и отказывается считать себя виноватой, придется проводить экспертизу за счет исполнителя, кстати, вы имеете право поучаствовать в выборе экспертов. Однако до этого доходит сравнительно редко.

В общем, с юридической точки зрения нужно поступать так.

Для меня же последовал еще один вывод: лучше всего обратиться в надежные, проверенные фирмы, а не в те, что поближе к дому, как поступил я ☺.

Егор ИСТОМИН