Хотя главный архитектор Якутска Семен Сергеев на своем посту несколько месяцев, он говорит об изменении облика города,  о тенденциях развития северной национальной архитектуры.

 

– Семен Афанасьевич, какие новые кварталы, интересные дома появятся в ближайшем будущем?

– Ответ на этот вопрос в основном зависит от  финансирования. Однако есть  замечательные проекты, такие как комплекс «Земля Олонхо» (по ул.Автодорожной). В   большом международном конкурсе победителями стали именитые архитекторы в составе двух консорциумов: Витторио Грацци + Якутагропромпроект и Массимилиано Фуксас + Сахапроект.

Одним из важных проектов  также является претворение в жизнь концепции восстановления квартала «Охранная зона №2» — «Залог деревянный». Сегодня прорабатывается механизм ее реализации в виде подготовки инвесторам четырех модулей, которые находятся на территории квартала, ограниченного улицей Чернышевского, Теплым озером и продолжением улицы Ярославского со стороны Залога. При этом должны быть сохранены 37 исторических деревянных домов. Напомню, что эта единственная часть города, где сохранились последние исторически ценные дома деревянного зодчества.

Для привлечения инвесторов мы предлагаем на месте свободной от расположения исторических зданий  территории возвести новое здание по типу торговых рядов – Гостиного двора, который раньше располагался на нынешней площади Ленина. При этом жители охранной зоны могут либо остаться в своих домах, выполнив условия по их  содержанию в составе комплекса, либо переехать за счет инвесторов в новое жилье.

– У нас народ всегда ждет, что архитекторы удивят мегасооружениями, что у Якутска будет свое неповторимое лицо, но, правда, люди не всегда представляют, каким должен быть этот облик. Что вы думаете о самобытной архитектуре?

– Своя архитектура выстраивается веками, как, к примеру, мировые стили: классицизм, модерн, барокко, конструктивизм и т.д.  А сколько лет нашей архитектуре? Поэтому мы, архитекторы Якутии, сейчас находимся только на стадии поиска. Особенно продвинулся в этом направлении Иван  Андросов, чьи проекты со своей архитектурой узнаваемы многими: стадион «Триумф», монумент к 375-летию вхождения  Якутии в состав России, памятник Семену Дежневу и Абакаяде. А как он использовал форму усеченной урасы в «Триумфе»!

– Даже сербы установили металлическую урасу на круглом пристрое к гостинице «Полярная звезда».

– И у меня была ураса – только на эскизном проекте санатория Абалах,  который не  реализован.  Существуют  и другие приемы выражения элементов национальной самобытности. Например, «ДСК-Проект» в жилых домах напротив «Палладиума»  использовал в силуэте здания форму сэргэ.

– Вы как главный архитектор города и председатель Союза архитекторов Якутии можете как-то повлиять на коллег, чтобы они стремились к необычным проектам –  северным и национальным?

– Конечно, но в основном рекомендациями. Есть Градостроительный совет, который рассматривает проекты важных объектов и  дает своим коллегам ценные советы.

В целом Совет очень эффективно влияет на принятие решений. Вспоминаю историю из своей биографии. Молодым архитектором я работал над проектом реконструкции Национального художественного музея (здание бывшей типографии).

Я хотел спроектировать музей в смелом современном стиле. Однако  старшие коллеги посоветовали сделать его в классическом стиле, потому что окружающая среда – Дом торговли, Старый город – диктует это. Я прислушался, и появилась именно такая архитектура, которая сейчас является частью ансамбля зданий, расположенных вокруг площади Ленина.

– Архитектор и руководитель строительной компании Георгий Карамзин говорил, что все проектные компании стремятся украсить здания, придать им неповторимый вид.

– Да, но это сложно. Часто заказчик не позволяет себе лишние изыски из-за финансовых вопросов, в этом случае самый идеальный вариант, когда архитектор – руководитель строительной компании.  Также для проектирования неповторимых зданий нам должен помочь документ, который мы хотим разработать, – дизайн-код улицы. Это свод правил и рекомендаций по оформлению фасадов домов, наружной рекламы и т.д. В требованиях можно прописать условия по использованию национального колорита. Но и сами горожане  должны участвовать в процессе принятия решений.

–  Архитектор Федор Шишигин в одном интервью сказал, что архитектура космополитична, Шанхай и Пекин не отличаются от Нью-Йорка.

– Эти города как раз-таки не придерживаются одного определенного стиля, как, к примеру, Санкт-Петербург; я считаю что они застраиваются именно по трендам мировой архитектуры. В архитектуре, как и в одежде, есть мода. За ней можно следить на различных архитектурных фестивалях, у нас это — «Зодчество». Мода  доходит и до нас.

Студенты на фестивалях спрашивают у своих коллег на лекциях: в какой стилистике лучше проектировать? Им отвечают, что самое главное – гармония, здание должно вписаться в окружающую среду. На самом деле классика и современность могут сосуществовать вместе, если грамотно использовать приемы проектирования.

– Многие критикуют  серые невыразительные здания советское время,  не понимая, что до 1960-х годов Якутск был сплошь деревянным, неблагоустроенным, и архитекторы совершили буквально подвиг, преобразив пространство.

– У каждой эпохи своя архитектура. Например, конструктивизм советских времен – это ведь замечательно. Архитектура тех лет  достойна внимания и в наше время. Этой осенью  в Якутск приезжала  группа молодых архитекторов, отобранная со всех регионов России, так их впечатлили огромные  изогнутые трубы, проложенные от ГРЭС по Вилюйскому тракту, и деревянные двухэтажки Борисовки-3. Коллеги, узнав, что дома будут сносить, спросили: не жалко ли нам? Возможно, настанет время, когда таких зданий совсем не будет, и мы потеряем часть истории. Например, жилые дома 19 века в Якутске в свое время также, наверно, считались старыми, и их снесли, построив новые  КПД и административные каменные здания.   А сейчас остался лишь небольшой кусочек застройки в Залоге.

– Молодежь, да и все жители ждут от строителей смелых революционных идей. Таких, например, как было в 1970-х годах в городе Удачном, где сделали переходы из дома в дом. На Севере ведь главное – сохранение тепла.

– Это часть шикарного проекта Георгия Устиновича Гермогенова, который в 1967 году был представлен на Всемирной выставке «Экспо» в Монреале. Архитектор предложил северный город под куполом. Этот проект я всегда привожу в пример архитекторам, которые начинают проектировать новые кварталы. Можно применить идеи с принципом теплых галерей-переходов. Заметьте, что часть этих принципов у нас уже используется в домах с теплой парковкой. Но ведь можно идти далее – по теплой галерее перейти в магазины, детский сад и школу (рисует, как это может выглядеть. – Авт.). Это северный тип проектирования, и дворовую территорию частично можно расположить в теплом помещении. В  будущем, возможно, мы скажем, что этот принцип проектирования жилых домов как раз-таки и есть якутская архитектура.

– Да, простор для творчества большой…

 

Игорь САВВИНОВ