Каждый пятый ребенок в России жалуется на травлю сверстниками в школе. Об этом свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения. Специалисты утверждают, что нужно не бороться с буллингом, а не допустить его, заглушить в корне. Но на деле достаточно сложно подружить одноклассников и не переругаться с их родителями.

 

В детсаду у нас были замечательные воспитатели, они успешно справлялись с боевыми играми мальчишек. Сын иногда жаловался на ссоры с друзьями, но они были несерьезные, и на следующий день пацаны, забыв об обидах, опять носились вместе по площадке. То одна, то другая девочка собирались за Илью замуж, мальчишки наперебой приглашали его на день рождения и с удовольствием менялись игрушками. Поэтому я была абсолютно не готова к тому, что у моего общительного сына возникнут проблемы в школе.

Первый «звоночек» прозвенел уже в середине сентября. Илья пожаловался, что два одноклассника — Муслим (киргиз по национальности!) и Ваня обзывают его китайцем. Он отвечает им, что якут, но они не слушают. Объяснили ему, что китайцы – умная трудолюбивая нация и ничего обидного в этом нет. Поэтому проще всего не реагировать. А сама после разговора позвонила маме заводилы и попросила поговорить с сыном. Она пообещала разобраться.

Семилетнему ребенку трудно противостоять и что-то доказывать своим обидчикам. Обязательно нужна помощь взрослых. Подключите к проблеме классного руководителя, в начальной школе он обязан организовывать внеурочную деятельность и следить за порядком в классе.

 

Спустя несколько дней в группе вайбер нашего класса началось волнение, перетекающее в нешуточные баталии. То одна, то другая родительница жаловалась на драки между детьми, чаще других фигурировали имена Вани и Муслима. Мамы зачинщиков защищались. Судя по разговорам, у всех дети были идеальные, но почему-то каждую неделю кто-нибудь приходил из школы с синяками.

Нужно понимать, что мальчики от природы более агрессивны, и иногда силовой метод — единственный способ выяснить взаимоотношения. Главное, чтобы ребенок не перенес этот опыт во взрослую жизнь. Многое зависит от позиции и личного примера значимого взрослого – папы, старшего брата, дяди, дедушки..

 

Один раз я сама стала свидетелем конфликта. Сын пошел за забытой спортивной формой в класс, на обратном пути его двумя руками обхватил Ваня и начал кричать другому мальчику: «Давай, ударь его!» Я немедленно вмешалась, но в душе были сомнения: правильно ли это? Может быть, сын сам должен научиться давать отпор?

Нет правильных советов на все случаи жизни. Поговорите с ребенком, что он думает по этому поводу: нужна ли была помощь мамы или он сам мог постоять за себя? И если сын благодарен за ваше вмешательство, значит вы поступили верно.

Вечером я учила Илью, как разговаривать с обидчиками, а папа показал сыну, как надо высвобождаться от захватов.

 

Через какое-то время у детей из рюкзаков начали пропадать деньги и телефоны. Мы попросили вмешаться учительницу, но виновного так и не нашли. Все эти неприятности мы пытались списать на детские шалости, притирание друг к другу. Но во втором классе бои между детьми и разборки в вайбере между родителями вспыхнули с новой силой. Один из мальчиков начал требовать покупать ему шоколадки в обмен на дружбу.

Надо объяснить ребенку, что все нормальные отношения между людьми взаимны. Угощать друга  можно и нужно, но он тоже должен угощать тебя. Иначе это потребительство. Дружба не продается.

 

Учительница взяла самоотвод на воспитание детей, расписавшись в своем педагогическом бессилии. «Я с ними, конечно, поговорю, но они меня не слушают». Мало того, когда мальчик подошел к педагогу с жалобой на то, что одноклассница порвала его жилетку и выкинула все его тетради в урну, она равнодушно ответила: «Это твои проблемы».

Некоторые родители предпочли сменить школу из-за некомпетентности классного руководителя, а оставшиеся решили попытаться наладить мирную жизнь в классе. Пока не похолодало, договорились собраться с детьми и поехать на пикник. Специально отказались от турбаз и увеселительных мест с аниматорами, нам было важно, чтобы дети научились играть самостоятельно, без помощи человеков-пауков и клоунов. Пожарили сосиски, запекли картошку, родители вспомнили игры своего детства, играли все вместе в «Третий лишний», «Белки и орешки», «Угадай, кто ты», «Вышибалу», «Путаницу», «Твистер». Дети веселились, взрослые общались, стало понятно, что все вполне адекватные люди и способны найти общий язык, не обвиняя друг друга во всех грехах. После пикника ребята стали гораздо дружнее, а мамы научились проще решать возникающие вопросы. Родители соперников договорились, что будут чаще встречаться и  гулять вместе с детьми на площадке, ходить в кафе и кино или друг к другу в гости. Плюс большое число общеклассных мероприятий, праздников и выездов. И это дало результаты.

Сейчас мой сын в третьем классе, Муслим — его лучший друг, а в группе вайбер родители обсуждают домашние задания, подарки учителям и поздравляют с праздниками.

 

Вероника СКВОРЦОВА