В сентябре  наша дочь пошла в первый класс, еще учиться-то толком не начала, как у нас в семье началась настоящая война. Муж считает, что она должна делать уроки самостоятельно, иначе, говорит, тебе и дальше придется работать за нее. А я считаю, что ребенку, хотя бы на первых порах, надо обязательно помочь.

 Нина Андреевна

 

Как быть в такой ситуации? С этим вопросом мы обратились к профессионалу.

Будьте рядом

Главная цель родителей – научить ребенка самостоятельности. С чего это начать делать? На первых порах вам придется обязательно присутствовать рядом с ребенком, когда он делает уроки, и всячески поддерживать. Учтите, не делать уроки вместо него, а быть рядом, направлять. Ни в коем случае не ругая за ошибки, а объясняя их суть. К примеру: «Существуют такие хитрые слова…» и так далее.

Существуют этапы помощи родителя в выполнении ребенком домашних заданий:

– На  первом этапе, когда ваш сын или дочь первоклассник, вы большую часть заданий делаете вместе с ребенком: сидите рядом и внимательно наблюдаете, где есть пробелы, где больше всего ошибок. Вы выступаете в роли объясняющего, иногда подсказывающего помощника. Ваше присутствие обязательно!

– Второй этап: вы рядом, но уже не подсказываете. Часть работы вы доверяете ребенку, он сам ищет свои ошибки, родитель только направляет. К этому нужно прийти к концу первого класса.

– Наконец, третий этап: школьник делает уроки самостоятельно, родитель подходит, когда он чего-то не понимает.

Самое главное – донести до ребенка, что он всегда может обратиться к вам за помощью, если он чего-то не понимает. Родителям же крайне важно в это время иметь терпение.

Контроль необходим

Если ребенок не хочет садиться за уроки, вам придется ввести определенные правила, которые должны четко выполняться. Научитесь договариваться с ним спокойно, но жестко. Объясните, что уроки являются для него такой же обязанностью, как работа для мамы и папы.

Подготовьте рабочее место

Условия для подготовки домашних заданий должны быть самыми комфортными. Желателен отдельный стол только для уроков, полноценное рабочее место. На этом столе не должно быть ничего лишнего, яркого и отвлекающего внимания: сувениров, игрушек, ярких надписей и так далее. Удобный стул, правильный свет, тишина. На время подготовки ребенком уроков выключайте телевизор.

Угадайте время

В начальной школе на выполнение домашней работы не должно уходить больше полутора часов. В этот промежуток времени обязательно должен быть включен перерыв. К примеру, сделал один урок – 10 минут отдохнул. Желательно, чтобы, отдыхая, ребенок двигался: прыгал в классики, делал пальчиковую гимнастику.

Начинать нужно со сложных заданий, например, с русского языка или математики. Но нужно учитывать личностные качества ребенка и его темперамент. Дети импульсивные имеют свойство начинать с большим воодушевлением, но очень быстро устают. Медлительные и усидчивые же дети не могут быстро включаться в процесс, делают это медленно. Для первого типа детей оптимальным будет начинать со сложных заданий, для вторых, наоборот, – с простых.

Давайте отдыхать

Поговорим о распорядке дня вашего школьника. Дети, обучающиеся с первой смены, наиболее работоспособны для выполнения домашних заданий с 16 до 19 часов, для детей второй смены лучшее время – с 11 до 13 часов. Придя со школы, ребёнок в первую очередь должен отдохнуть час-полтора. Погулять (лучший вариант!), немного поиграть, поесть и тогда уже приниматься за уроки. Но важно не переборщить с играми. После слишком интенсивных и длительных игр ребенок перевозбуждается, устает и уже не может полноценно выполнять домашние задания.

Не ругайте за ошибки

Не ругайте ребенка за ошибки или плохие оценки и ни в коем случае не кричите. Лучше предложите найти и проанализировать их. Объясните, что делать ошибки не стыдно, стыдно – ничего не делать. Донесите до него, что он все сможет, сумеет, поймет. Ведь исправить отметку в дневнике возможно всегда, а вот поправлять в будущем низкую самооценку из-за маминых стенаний будет очень тяжело.

Вырабатывайте ответственность

Вырабатывайте в своих детях ответственность и самостоятельность. Желательно создать ежедневную рутину и график. Дисциплина – путь к успеху!

Поощряйте за хорошие отметки

Психологи выступают за. В конце хорошо оконченного учебного года ребенка обязательно надо поощрить. Не нужно дорогих подарков, но учесть мечту ребенка необходимо. Причем, о том, что его ждет подарок, школьник должен знать еще во время учебного года. Подобное стимулирование, как показывает практика, в разы повышает мотивацию детей к успешной учебе.

Будьте позитивны!

Родители, не относитесь к учебе своего ребёнка как к тяжкой обязанности. Подобный подход передается детям. Будьте позитивны. И обязательно «держите» авторитет учителя. Культивируя значимость образования, вы строите по кирпичикам успешное будущее своего ребенка. Ведь чем он больше знает, тем легче ему будет идти по жизни!

 

Татьяна ЕГОРОВА, педагог-психолог

 ГБУ РС (Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи»