На днях довелось мне совместно с журналистами, приехавшими на фестиваль прессы, познакомиться с внутренней кухней (в прямом и переносном смысле) аэропорта Якутск. Нам показали, как работают его сотрудники и чем кормят пассажиров.

Гостей принимал генеральный директор Николай Местников. Его, конечно, засыпали вопросами так, что отведенное на встречу время благополучно истекло, и последующее знакомство прошло в режиме «галопом по Европам». Если кратко…

Во-первых, выпавшее золото, которое якобы искали всем городом и с приезжими золотоискателями, всё собрали (да, дачникам ничего не светит), а рейс выполняла авиакомпания «Нимбус». Груз государственный, но больше ничего не уточнили (или не захотели), да и в компетенцию  авиаторов не входило. Их дело – принять и отправить.

Не могли не вспомнить про случай с 89-летней бабушкой-колясочницей, которую, как говорили её родные, оставили на сорокаградусном морозе. Ни сама пожилая женщина, ни её дочь не поставили в известность авиакомпанию про инвалидную коляску и про здоровье пассажирки.  Как позже выяснилось, бабушка поднялась на борт самостоятельно. Так же сама спустилась, зашла в автобус, но потом, увидев высокую лестницу, поняла, что не осилит её. Пока специалист службы перевозок по рации вызывала автобус, который ехал четыре минут пятьдесят девять секунд, потерявшие бабушку родные уже били тревогу.  Во всяком случае такова версия руководства аэропорта.

Взлетная полоса, как оказалось, последний раз реконструировалась в далеком 1999 году. И вот после почти двадцати лет ожидания она будет опять обновлена.

Затронули вопрос цены аренды под магазины и кафе. Стоимость зависит от расположения помещения (близко или подальше от входа) и от этажа. По сравнению с ценами торговых зданий в центре – намного дешевле. Если точнее, то средняя стоимость от 1000 рублей за кв.м.

А ещё, к великому моему сожалению, Николай Афанасьевич развеял миф: работники аэропорта с семилетним стажем не имеют ежегодный бесплатный проезд. Зато каждый год 60 миллионов идут на социальные расходы: на оплату проездов из Жатая, Покровска, денежные выплаты на юбилеи и т.д.«Пока есть такая возможность», – заверил директор.

Всё когда-нибудь заканчивается, и интересные беседы тоже. Первым пунктом экскурсии  по аэропорту стал музей. После сенсорных гаджетов диковинно крутить раритетные советские телефоны. Особый интерес вызвал «черный ящик» или, правильнее, бортовой аварийный самописец, который записывает последние минуты разговора пилотов. В жизни он круглый и…  ярко-оранжевый. Интересно, цвет траура ему приписали из-за его назначения? Однако сотрудник музей Виталий Ковальчук, у которого за плечами 36 лет службы в авиации, дивился другому. Два года назад к нему пришел с визитом пятиклассник Дима Данилов и попросил рассказать про Валерия Кузьмина, первого якутского летчика, Героя Советского Союза. Для мальчика он был образцово-показательным примером настоящего мужчины, по крупицам собирал о нём информацию. Пожилого лётчика удивило искреннее желание школьника узнать о земляке. До сих пор помнит восторженный взгляд мальчишки и для достоверности показывает бумагу, исписанную детским почерком. Мальчик оставил отзыв со словами благодарности за подлинную информацию о героях-летчиках.

Заглянули и в пункт приема багажа. Маленькие и большие чемоданы наматывали круги по специальному эскалатору, как мне показалось, десятки раз. Они, оказывается, помимо просвечивания на экране монитора, проходят процедуру проверки у четвероногих служителей аэропорта. Их двое. Годовалую девочку зовут Эрика, семилетнего грузного – Рейнджер.  Собаки приучены к поиску запрещенных вещей. Если Эрике всё не сиделось и она норовила подглядеть за гостями, то друг её был спокоен. Он умеет делать стойку, мол, тут запрещёнка, лови негодяя! На следующий год псу уже на пенсию. Кто станет его хозяином – неизвестно. Денежных вознаграждений ему не светит, но, как обещают кинологи, обязательно найдут достойного владельца. Может, даже среди сотрудников аэропорта. Предыдущего «пенсионера» забрала стюардесса.

Затем нас переодели в санитарную одежду и повели показывать, как идёт процесс приготовления еды  до её встречи с пассажирами. Раньше я относилась к числу людей, кто жаловался на большую сумму сбора на продукты. Как выяснилось, тут целый штат и масса помещений. Несколько холодильников, множество кабинетов и отсеков: для хранения продуктов, для посуды, уборки, прачечная, санузел. Да, чтобы всё это содержать, нужно немало средств. Это вам не печенье купить в ларьке!

Мимоходом заглянули в зал ожидания. У вас не возникает в аэропорту жгучая потребность куда-нибудь рвануть, желательно на юга, ну можно и поближе – в Москву? У меня постоянно, а тут ещё эта встреча. Так вот, повинуясь порыву, подхожу к ближайшему счастливому пассажиру и прошу сфотографироваться, поделиться, значит, аурой поездки.

– А почему нет?! Давайте.

И вот я, довольная, делаю снимок.

– Простите, а вы куда летите?

– В Среднеколымск.

Видимо, мои чувства взаимны. Север меня любит.

 

Вилена ИУДИНОВА,

оленёкская невестка