Серые стены утонувшего в мусоре и грязи города. Одинаковые серые человечки. А распыляющие все цвета радуги баллончики уличных рисовальщиков раскрашивают однотонный мир вокруг. На улицах Якутска можно увидеть и красиво расписанные стены домов, и дурацкие надписи «тут был Вова», и ссылки на telegram, и т.д. В чём же смысл этих рисунков и надписей? И как к этому относятся обыватели?

 

На одной из стен дома по проспекту Ленина изображён Безликий из мультика «Унесённый ветром»,  рядом граффити. Никакой особой смысловой нагрузки картинка не несёт, но смотрится красиво. Обычная серая стена заиграла красками, а граффити и Безликий вместе выглядят забавно.

Ещё одно граффити, по улице Кирова, раскрасило обычную ничем не примечательную стену постройки. Обыденное блеклое пространство с трубой наверху выглядело вовсе не привлекательно, а вот  творение уличных художников всё преобразило. И насколько я заметила, там фотографируются подростки для instagram. Вот такой интересный фон создали неизвестные творцы.

Есть, конечно, надписи, значение которых непонятно да и вид непривлекателен. К примеру, на стене дома по улице Пояркова существуют вот такие каракули. Матерь Божья, что там написано! Где смысл? Безвкусица и отстой. Глаза болят на такое смотреть.

Но буквально в этом же районе вот такой прикольный текст. Идёшь себе, думаешь о том, что ещё ужин готовить, дома убираться, с малым уроки делать, а тут такое… И невольно улыбаешься. А с улыбкой хмурый день светлей, проблемы решаемы и в голове смайлики.

Насчёт непонятных ссылок на telegram… Не так давно я заметила, что на стенах в подъездах, на входных дверях и т.д. появились надписи такого рода. Что это? Оказывается, реклама наркотиков. Подобные зашифрованные записки оставляют дилеры, чтобы те, кто захотел опасного веселья, смогли достать «волшебного зелья», связавшись с поставщиком.

По поводу граффити я решила поговорить с уличным райтером scam. Имя и фамилию молодой человек пожелал оставить в секрете.  Его удивляет, что Якутск не очень разносторонний город в плане творческих идей. Мало направлений. Нет даже стен для легального рисования. Профи-рисовальщика огорчает и то, что много глупых вандалов, которые марают стены в местах, где не стоило бы этого делать. Горожане потому и реагируют плохо на искусство граффити. Думают, что все, кто рисует на стенах, художники от слова «худо» и просто вандалы.

По-разному относятся и к своеобразным изображениям на стенах. Кто-то считает, что это очень даже красиво. Улицы преображаются, становятся красочнее и ярче. Но лучше было бы выделить специальные места для художеств, чтобы никто не возмущался творениями райтеров. А  кто-то, напротив, говорит, что эти «наскальные рисунки» создают люди  из первобытного общества, марая стены домов и заставляя беситься нормальный народ. Есть и те, кому всё равно: если на всё реагировать, то нервов не хватит.

А вообще, появление современного искусства настенных рисунков можно отнести к началу прошлого века. Зарождение граффити-движения связано с деятельностью политических активистов, которые использовали надписи на стенах для распространения своих идей. Также граффити наносились уличными группировками, такими как the Savage Skulls («Дикие Черепа»), La Familia, DTBFBC, the Savage Nomads («Дикие Кочевники»), для того чтобы пометить «свою» территорию.

И всё же, несмотря на различные точки зрения, скорее всего эти рисунки – история. И потомки в будущем будут гадать, что же такого наше поколение имело в виду, раскрашивая стены домов?

 

Ольга СКОРИКОВА, дизайнер:

– Вроде бы большая часть граффити — это вандализм. Часто изображения появляются там, где их быть не должно. Случается, что они создают ощущение «запачканности» и агрессивности места.  Но если автор талантлив, это смотрится очень и очень круто. Поэтому вопрос неуместности граффити во многих странах размыт. В Италии, например, иногда граффити оставляют вблизи/на зданиях со статусом памятника архитектуры. Что уж говорить про наши некрасивые гаражи — заборы — глухие серые стены. В таких местах качественные граффити нередко пробуждают эмоции, разрушая уныние и обыденность.

 

 

Татьяна БАРАШКОВА