В условиях самоизоляции, когда нельзя собираться больше трёх, главное якутское торжество остаётся под вопросом… «Нет!» — ответила нам доктор исторических наук, мифолог-ритуалист  Екатерина РОМАНОВА.

— Сам Ыhыах проводится с наступлением лета, в период возрождения природы, приплода скота, изобилия молока и молочных продуктов. Им наши предки отмечали после долгой зимы наступление нового календарного цикла — якутского Нового года. Так, после переезда на летник разжигался «новый» огонь в камельке. Но самое главное, проводились семейные очищающие обряды, например, разжигали костры и мимо них прогоняли скот. И только после завершения комплекса обрядов проводился главный ритуал — Ыhыах. Поэтому многое можно сделать в кругу семьи.

 

Семейные обряды

Наши предки чётко разделяли обязанности и права, поэтому обряды, связанные с духами Земли, проводили только женщины. В основном, это семейные обряды, например, духам-хозяевам местности — обряд «Почитание духа божества Земли (Аан Алахчын Хотун)». Божество представляли в виде старой добродетельной женщины.  В этом обряде участвовали только женщины, и если присутствовал мужчина, то он одевался в женскую нарядную шубу. У старого дерева устраивали трапезу из мяса, кумыса, суората с маслом.  Самая почтенная из присутствующих (хозяйка дома, бабушка), став лицом к дереву, на восток, призывала духов Природы, божество Земли и просила благословения. Она обращалась с алгысом к духу местности, «кормила» их и благодарила за оказанную милость, просила и дальше не оставлять семью без защиты и счастливой доли. Женщина  окропляла ложкой дерево молочными продуктами, затем вешали саламу. После все собравшиеся кушали. Также женщины могли проводить обряды почитания духов хозяев местности (озера, реки, алааса). Хозяйки ещё обращались к Божеству коровницы и духу хлева. По якутским поверьям, от хозяйки Земли зависело не только благополучие семей, но и приплод скота.

 

Обращение к духам

Алгыс — это ритуал «произнесённого слова». Если некоторые семейные очистительные обряды могли проводить женщины, то обращение к божествам Неба могли проводить только ритуальные специалисты — мужчины, вот почему на Ыhыахе алгыс должны произносить исключительно мужчины, это связано с особой связью мужского начала с Небом. Алгыс включает строгую последовательность обращения к божествам и духам. Любое нарушение ведёт к хаосной ситуации. Поэтому лучше пригласить знатока алгысной традиции или выучить самим якутский алгыс заранее.

Интересно, что в весенне-летние обряды входил обряд гадания-тюерехтиир. Мужчины и женщины стояли друг против друга, держа в руках чороон с кумысом, а почтенная старая женщина кидала деревянную ложку, перевязанную  пучком конских волос вверх.  Если ложка падала вогнутой стороной — весь год будет полон счастья и изобилия. Важно заметить, что ложку кидали до тех пор, пока она не ляжет «должным образом» — такое вот моделирование семейного счастья.

 

«Арчы, бурчу!»

Дети принимали активное участие, обычно они выступали в роли помощника алгысчыта или белого шамана. В таких обрядах ребятишки должны быть «чистыми», а на сам праздник допускались все малыши, кроме грудничков. Младенцы считались  ещё очень «открытыми» телом и не могли переработать энергию (силу) сакрального места.

Детский очищающий обряд: каждому ребёнку давали три прутика из тальника, с которым они должны были пробежать вокруг дома против солнца три раза, бить по нему прутьями с криком: «Арчы, бурчу!» Считалось, что повторяя эти слова троекратно, дети прогоняют болезни.

 

 

 

 

 

Магия первого дня

Традиционной пищей якутов была молочная и мясная. Вообще, в этот день должна присутствовать символика «белого изобилия», пища должна быть цельной (никаких разрезаний оладий на четвертинки и половинки), жирной, разнообразной, можно сказать, калорийной.

Готовили «кашу-прорубь» — это саламат с большим количеством топлёного масла, которая символизировала «неубывающее счастье». В этот день надо было как можно больше есть: магия первого дня — на весь год будешь сытым.

 

 

 

 

 

 

Символика Ыhыаха

Ыhыах начинался с древнего обряда кропления кумысом божествам Айыы и духам местности, которое совершал белый шаман или алгысчыт. Ритуальное кумысопитие, круговой танец осуохай, состязания (борьба, прыжки, стрельба из лука и т.д.), конные скачки — традиционные мероприятия во время празднования. В конце праздника гадали о счастье, подбрасывали вверх жертвенную ложку. Замечу, что в старину главный обряд «моления божествам айыы и духам местности» проводился на рассвете, когда всходило солнце.

Наши предки приходили на праздник в нарядной одежде, ведь это был повод показать себя и свой достаток. Ещё это было время присмотреться к потенциальным невестам и женихам, поэтому различные состязания были очень популярны среди мужчин, а девушки могли показать себя настоящими хозяйками. На Ыhыах не допускались люди, у которых в этом году умерли близкие, считалось что они пока «нечистые» (связь с иномирьем).

Главным символом Ыhыаха, помимо сэргэ, можно считать круг. Символ цикличности и преемственности жизни, многие обереги делались именно круглыми. Этот элемент встречается на празднике повсюду — осуохай (круговой обрядовый танец), встреча солнца, обряд кругового кумысопития и т.д. Считалось, что элемент круга должен быть у каждого или в виде украшения, или в символике одежды.

 

Беседовала Сардаана СЫРДЫК