Уважаемые родители! В этом возрасте дети неутомимо и последовательно познают жизнь. Им всё интересно знать! И на бесконечные «почему?» не всегда сразу можно найти ответ, тот самый, который будет понятен  малышу. Но ваш безусловный родительский авторитет и находчивость во всём их многообразном проявлении и есть фундамент развития и образец для ребёнка. Источников информированности мам имеется бесконечное множество. Надеемся, что и наши советы вам пригодятся.

Сегодня мы расскажем о самом важном возрасте в речевом развитии, когда у ребёнка формируется диалог.  Своевременное появление речи и её развитие в большой степени зависит от речевого окружения и специфики речевой среды. Действительно, разговор детей на игровой площадке – эхо того, что они слышали дома, в саду, на улице и даже из телевизора. Понаблюдайте за играющими сверстниками, и вы сможете узнать свои выражения, манеру речи, интонацию, жесты.

Ну а наш малыш неторопливо усваивает грамматический строй речи. Одновременно происходит расширение структуры предложения до 5—8 слов.

К трём годам в речи ребёнка появляются простые союзы и предлоги, а словарь увеличивается до 1000-1500 слов.

Поскольку в этом возрасте у ребёнка наглядно-образное мышление, во время игр-занятий вам не обойтись без наглядности. Приобретите  яркие книжки, альбомы, картинки и различные игры: лото, пазлы. Они очень помогут малышу в накоплении пассивного и расширении активного словаря. Подойдут любые тематически подобранные лото-игры в коробках. Если ваш сын или дочь не может пока назвать картинку-предмет, то пусть покажет его пальчиком, а вы расскажете о нём. Увидите, как подборки картинок и лото понравятся ребёнку, и он многократно будет перелистывать, перекладывать их и впоследствии называть всё, что изображено там.

Пришло время  называть не только  предмет, но и обозначение его составных частей. У дома есть крыша, стены, окна, дверь…

Сравнивайте предметы по величине, форме, цвету. Однако  не перегружайте  лишней информацией.  Психика в этом возрасте  ещё не окрепла, она только формируется и совершенствуется. В общении используйте короткие информационно наполненные фразы. Задавайте вопросы: «Кто из ребят нашёл большой гриб? А кто маленький? Что делает девочка?»

Вам необходимо подбадривать  и поощрять любую речевую активность. Хвалите  за правильные ответы: «Молодец! Умница! Великолепно!»

Занимаясь с ребёнком, не забывайте, что основная его деятельность – ИГРА. Положительный эмоциональный настрой на любую работу для всех участников обязателен. Так вы можете разыгрывать спектакли, в которых малыш – основное действующее лицо, а члены семьи – самые благодарные зрители.

Для развития слухового внимания и фонематического слуха предлагаем следующие игры: отгадай, что звучит? Угадай, кто кричит? Громко – тихо.

Организуйте игры на развитие ритмичности шага под музыку, счёт, под бубен: медленно ходит важная цапля, воробьи прыгают быстро-быстро. Под барабан топает слон, под дудочку и колокольчик – кружится балерина. Подражаем действиям героев.

Начинайте использовать загадки: Кто рано встаёт?  Кто ку-ка-ре-ку поёт?

По окончании игровых занятий  вместе собираем, раскладываем предметы по коробкам и комментируем действия и манипуляции, чтобы малыш не был пассивным наблюдателем, а двигался, переставлял предметы и, конечно, стимулируйте его эмоции и воображение.

Дети очень любят играть в игры-поиски: «Ищет, ищет мама слониха маленького …? А тигрица — …? А когда найдём, то скажем, где он был».

«Ах, не ходите, дети, в Африку гулять!»  А почему? Узнайте вместе.

В этом возрасте начинают появляться первые зачатки роли (ролевые игры). Дети изображают маму, папу, капитана, продавца, врача, пилота…

Немного смекалки, и вы  — у штурвала пиратского корабля…

Так как речь ребёнка становится основным средством общения, обучайте его основам социальных контактов и вежливости.

При чтении сказок выбирайте доступные восприятию ребёнка сюжеты, в которых он остро переживает драматическое события и очень радуется счастливому концу. Начинайте любую сказку словами: «Жили-были…»  И конечно же, бурно переживайте за неудачу внучки, Жучки, кошки, и радуйтесь успеху мышки. Ребёнок, вовлечённый в такое эмоциональное взаимодействие, лучше запомнит и сюжет, и новые слова.

Да, уже на третьем году  он способен рассказать содержание картинок и неоднократно прочитанных книжек. Например, про Курочку Рябу.

Затем спрашиваем: «Почему плачут дед и бабка?  Кто разбил яичко?»

Задавая вопросы,  вы стимулируете речевое развитие.

Нечёткое произношение   в этом возрасте не главное. Важнее всего — общение с помощью речи. Но ваше произношение должно быть безупречно. Не сюсюкайте, не искажайте намеренно звуковую структуру слова.

На третьем году, в период бурного речевого развития, могут появляться повторы звуков, слогов, слов. Это не ЗАИКАНИЕ! Это действительно повторы, поскольку ребёнок ещё затрудняется оформить высказывание  по причине незрелости нейродинамических процессов. Длиться это может до полугода и бесследно исчезнуть. Вы же помните: ваша речь и ваше отношение к малышу должны быть просто идеальны. Тогда он вырастет уверенным в себе и в вашей любви. А это самое важное!

Мы желаем вам успехов!

 

Людмила КОЛОСОВА,

клинический логопед ГАУ «Медицинский центр»