Удивительная наука – физика. Одна из самых древних, лежащая в основе всей нашей жизни… Но все ли мы понимаем ее, стремимся вникнуть в ее законы? Быть может, лишь те, кому повезло в школе с учителем физики… Об этом и многом другом – разговор с директором Физико-технического института СВФУ Надеждой САВВИНОВОЙ.

 

– Надежда Александровна, насколько востребована профессия физика в наши дни? Куда в основном трудоустраиваются ваши выпускники?

– Начнем с того, что сейчас наш институт, созданный семнадцать лет назад по Указу Михаила Николаева, готовит не только физиков, но и специалистов инженерных направлений, таких как радиотехника, теплоэнергетика, электроэнергетика, радиационная безопасность человека и окружающей среды, технология обработки драгоценных камней и металлов, машиностроение, а также учителей физики и информатики.  Фундаментальное образование по физике, радиофизике открывает большие возможности в исследовательской деятельности. Большинство сотрудников научно-исследовательских институтов республики – выпускники института. Наши специалисты могут реализовать себя и в образовательных учреждениях, и на производстве, и в бизнесе. Они востребованы.

– Можно ли сказать, что физики «нынче в почете»?

– Пожалуй, да. Они, как правило, хорошо учились в школе, у них развиты мышление, логика, интерес к технике. Умеют сами творить, создавать… Серьезные, с активной жизненной позицией.

– Представим, что перед вами стоит выбор: физик-трудоголик или физик-талант – кого возьмете?

– Трудоголика! (Улыбается). Труд и приводит к таланту. Очень способные ребята, с отличной памятью, но ленивые, не достигают больших успехов в жизни. Определяющий фактор – умение самостоятельно работать.

– А мы слишком опекаем своих детей…

– Это, на мой взгляд, в характере нашего народа – особенность воспитания, которую вряд ли можно назвать правильной.

– В центральных технических вузах страны студенты из Якутии тяжело проходят адаптацию – никаких поблажек, жесткий спрос, конкуренция… А как в вашем институте?

– У нас отношение все же более родительское… Активно работают кураторы, они всегда в курсе дел своих студентов.

– В институте трудится много ваших выпускников. Кто становится хорошим преподавателем?

– Тот, кто ощущает такую потребность – учить. Имеет склонность к преподавательской деятельности, любит эту работу.

– Современная молодежь – иная: трудно ли с цифровым поколением?

– Сейчас мир очень быстро развивается, ребята все схватывают на лету.  Преподавателю надо постоянно самосовершенствоваться, быть на шаг впереди. С другой стороны, в человеческом плане, нынешние дети – индивидуалисты. Они могут жить в общежитии в одной комнате и не знать, как зовут соседа, в какой группе он учится, списывание друг у друга не практикуется… Такое вот интересное явление.

– В каком направлении движется научная мысль?

– В области создания новых материалов. Шесть лет назад в институте была создана единственная в России учебно-научно-технологическая лаборатория «Графеновые нанотехнологии» с современным оборудованием, которым мы гордимся. Двухмерный материал графен благодаря своим уникальным физическим свойствам открывает совершенно новые возможности в технике.  За этот год аспирант Евгений Боякинов, обучающийся по программе сотрудничества с двойным руководством, сумел синтезировать новый материал на основе сульфида молибдена. Его второй руководитель – профессор Карол Хриковини из университета Сержи-Понтуаз в Париже. Мы планируем открыть совместную магистерскую программу с этим вузом.

– Не столь давно появился профиль «Медицинская физика» – в чем его суть?

– Первый набор был в 2012 году, уже состоялся выпуск бакалавров. Это очень перспективное направление. Во многих странах для проведения диагностики врач и медицинский физик работают вместе: высокотехнологичное оборудование основано на самых современных достижениях физической науки. В этом году состоится первый набор на программу «Радиотехнические средства обработки и защиты информации в каналах связи», в следующем – на «Автоматизацию технологических процессов». Открыта новая программа  «Дистанционное зондирование Земли и геоинформационные технологии» – в сотрудничестве с Институтом космофизики.

– Студенты  создают хозрасчетные предприятия, внедряя свои научные разработки, – у вас есть что-то подобное?

– В нашем институте работают два малых инновационных предприятия – «Графен» и «Трехмерное моделирование». Они создают изделия, выполняют заказы. Смысл этой деятельности – коммерциализировать научные разработки.

– В прошлом году при институте открылся свой специализированный учебно-научный центр для школьников, как в Новосибирске и Москве.

– Да, для учеников 10-11-х классов школ Якутска. Скоро начнется новый набор.

– Кстати, среди ваших студентов больше парней или девушек?

– 50 на 50, но есть специальности, где учатся одни парни.

– С давних времен существует деление на физиков и лириков, но не кажется ли вам, что именно физики и есть настоящие романтики?

– Физики – народ веселый, находчивый, они прекрасно пишут, рисуют, сочиняют, поют… Недаром известный клуб физического факультета Новосибирского государственного университета «Квант» стоял у истоков движения КВН. Понимая суть природных явлений, они умеют творчески их выразить.

Елена ПТИЦЫНА