Эта история случилась ещё в советское время в одном из заречных сёл недалеко от Якутска.

В обычный ветреный февральский день житель этого села, ученик третьего класса Мишка вернулся со школы домой. Родителей не было, и он решил проверить, как горит порох. Достал его из отцовского рюкзака и отправился поджигать в недоступном для посторонних глаз месте – за сараем. Разложив взрывчатое вещество на доске, Мишка немного отошёл и бросил в него спичкой. Пламя с треском рвануло вверх, а ветер бросил его на стену дощатого сарая, за считанные минуты превратив ветхое сооружение в огненный клубок, несмотря на усилия мальчишки забросать пожар снегом. К счастью, глубокий снег не дал огню распространиться по двору. Ещё какое-то время Мишка с ужасом смотрел на догорающий костёр, затем, осознав неминуемость наказания, рванул прочь. На автобусной остановке Мишка увидел рейсовый пазик до Якутска и буквально в него влетел. Следом за ним – запыхавшийся мужчина, и автобус тронулся.

По хорошо накатанной дороге автобус бежал легко и быстро. Вскоре проехали реку, и вдалеке замелькали огни большого города. Раньше Мишка дважды был в городе с мамой. Уверенно выйдя из автобуса, он направился куда-то вперёд. Недалеко от памятника Ленину мальчишка снова сел в автобус и доехал до  конечной. Пассажиры вышли. Подхваченный людским потоком Миша оказался в просторном зале, из окон которого были видны самолёты.  Любопытство толкало его посмотреть на лайнер поближе. Он быстро понял, как к нему пройти, а дежурная, проверявшая билеты, не заметила прошмыгнувшего пацанёнка. У трапа стояла бортпроводница, пряча от ветра лицо в воротник тонкого форменного пальто. Пока она смотрела билеты пожилой пассажирки, дети, видимо, её внуки, побежали по трапу вверх, а вслед за ними и Мишка. Через минуту наш герой уже был в самолёте у окна, с интересом разглядывая всё вокруг.

Рядом устроился парень в очках. Вытащив из сумки книгу, стал читать, временами записывая что-то в тетрадку. Сзади уютно расположилась бабушка с внуками. Наконец, набрав скорость, лайнер взлетел. Восторгу мальчишки не было предела – на самолёте он летел впервые.

Домики из окна иллюминатора становились все меньше и меньше и, наконец, совсем исчезли.  Мишка торжествовал, что летит, и родители теперь его вряд ли найдут…

Не дождавшись сына на ужин, взволнованный отец стал его искать. А когда поиски не увенчались успехом, обратился в милицию. Обшарив глазами пепелище сарая и не найдя там ничьих останков, стражи порядка догадались, что мальчик сбежал. О пропаже ребенка доложили в Якутск, но мальчика, похожего на Мишку, никто не видел. Словно сквозь землю провалился!

Тем временем ребёнок, устав от своих злоключений, мирно спал, убаюканный плавным полётом. Проснулся, когда шасси коснулись земли. Мишка сошёл по трапу, сел в автобус, потом долго шёл за соседом – парнем в очках и вместе с ним прыгнул в другой автобус, который привёз его в незнакомый город. Скоро парень вышел. А Мишка, увидев бегущий по рельсам трамвай, решил на нём покататься. Это занятие быстро наскучило, и мальчуган вышел и пошёл пешком, удивляясь высоким зданиям, огромной спешащей толпе, множеству машин и стеклянным витринам. Поразили его совсем чёрные люди – негры. Попадались и такие, как он, но он их не понимал. А больше всего здесь было русских, каких он видел в Якутске.

Мишка долго стоял у тележки с мороженым, шаря по карманам курточки в надежде найти хоть какую-нибудь денежку. Но увы, в карманах было пусто.

Целый день Мишка бродил по городу. Смеркалось, везде зажглись фонари. Устав, он устроился на высоких ступеньках какого-то здания.

Поздно вечером сторож одной из городских поликлиник, заметив сидящего на крыльце мальчика лет десяти, вышел к нему и стал расспрашивать о родителях. В ответ Мишка испуганно таращил глаза и что-то лопотал на незнакомом языке. Тогда мужчина взял его за руку, отвёл к себе завел его и вызвал милицию. Хотя и там никто не добился от него ни одного понятного слова: Мишка вообще не знал русского языка.  Решено было с утра установить национальность мальчика с помощью студентов-азиатов. Задание поручили сержанту Смирнову.

По неопытности сержант думал, что все азиаты понимают друг друга. Стоит найти одного, всё и решится. Привёл киргиза, как ему казалось, тот – копия мальчика. Но Мишка никак не мог взять в толк, что ему толкует говорливый парень. Как и другие, которые были притащены в отделение Смирновым. Не понял мальчик ни корейца, ни «друга степей» калмыка, ни бурята.

Спустя три дня, мало надеясь на удачу, сержант отправился всё же в педагогический институт, а там, в коридоре, увидел спешившую на занятия худенькую девушку-азиатку. Немного посомневаясь, Смирнов спросил, откуда онаа услышав ответ, предъявил удостоверение, объяснил ситуацию и попросил проехать до отделения.

С безучастным видом мальчишка сидел и смотрел на всех этих, не понимавших его людей. Но стоило студентке с ним заговорить, как Мишка заплакал. Захлебываясь и размазывая кулаком слёзы, он рассказал, что с ним случилось. Удивлению сержанта не было предела, когда девушка показала на карте село, откуда ребенок добрался безо всяких билетов.

В тот же день в Якутск улетела депеша о найдёныше.

Сообщение милиционеров о том, что ребёнок был найден в центре Москвы, убитые горем родители восприняли, как весть о чуде. На следующий день отец отправился за ним в первопрестольную.

С тех пор в этом селе среди множества Михаилов одного выделяли особо – Мишку-москвича. И кто он такой, вы, наверное, уже догадались.

 

Александра ЗОЛОТАРЁВА