Многие мамы и папы первоклассников вздохнули спокойно – первое полугодие за плечами, дети почти адоптировались. Но бывает, что только ко второму классу к ребёнку приходит понимание – он уже школьник и нужно учиться. Как быстрее и правильнее подготовить первоклассника к данному этапу, как вообще вести себя с учителем и ребёнком рассказывает завуч начальных классов, классный руководитель 1-го «А» класса 26-ой школы Татьяна СЛЕПЦОВА. Она выучила ни одно поколение учеников начальной школы, кстати говоря, и меня – тоже J.  

– Во-первых, ребёнку нужно привить нормы поведения. Он должен уметь слушать и смотреть в этот момент на говорящего. Самое главное – научить относиться со вниманием к учебному процессу, развивать слуховую и зрительную память.

Очень хорошее упражнение для памяти: ставим на стол предметы, потом убираем один или несколько. Ребёнок должен запомнить, какой исчез. Дети сейчас видят только общую картину, а мелкие детали нет – это нужно развивать.

Режим дня должен быть устоявшимся. Многие дети поздно ложатся спать, хотя в половине девятого ребёнок должен быть в постельке. До этого ему следует собрать игрушки, умыться. На ночь обязательно читайте книжки. Совет: важен не объём произведения, а понял ли малыш содержание. К примеру, прочитали абзац и спрашивайте – о чём он? Вот небольшой отрывок: Нечем заняться медведю, вот он и бродит целыми днями по лесу, зевает так, что деревья дрожат. Вот что я сейчас тебе прочла?

– Медведь бродит, зевает, так, что деревья дрожат.

– А что такое «бродит»?

– Ходит без дела. Обговорив это предложение, читаем дальше и так же обсуждаем. Закончив, беседуем о сказке в целом. Это всё развивает и память, и внимание. Тогда, приходя в школу, ребёнок понимает: из того, что говорит учитель, нужно запомнить основное. Вот это и есть подготовка к школе.

А многие родители думают: купили форму, научили счёту, читать по слогам – и всё. А ребёнок может уметь читать, но не задумывается о той информации, которую получил.

Читая каждое предложение, следует выносить главную мысль.

– Сегодня нередко возникают конфликты между учителями и родителями. Мамы и папы считают, что лучше педагога всё знают. Как себя вести в таких ситуациях обеим сторонам?

– Нам, учителям, нужно всегда выслушивать родителей. Часто причина конфликта кроется в семье. Преподаватель, как психолог, должен понять человека. Может, с мужем/женой развелись, кредиты задавили или ещё что случилось. Вот родитель и на взводе, вымещает всё на учителе и ребёнке. А это, в свою очередь, негативно сказывается на малыше. Он становится рассеянным, ему не до учёбы, жалко маму, папу, бабушку, не слушает учителя. А мама потом думает, что к ребёнку плохо относятся, его не любят, вот он и не успевает.

Всегда нужно терпеливо выслушать и разобраться в ситуации. Мы часто собираемся с родителями и учимся общаться между собой. Да, все четыре года начальной школы обучаешь не только малышей, но их мам и пап. Когда родители умеют общаться и выходить из проблемных ситуаций, тогда и дети это смогут. А если взрослые не ладят, как будут вести себя ребятишки? Для этого мы приглашаем психологов, специалистов по коммуникабельности на собрания. К каждому нужен свой подход. Ведь ребёнок тоже человек, только без жизненного опыта. В жизни выживает не тот, кто красивый и успешный, а тот, кто умеет терпеть и трудиться. Как я вам говорила: «Терпение и труд всё перетрут! Работаем» (улыбается). Это моё кредо по жизни.

– А как боретесь с зависимостью детей от гаджетов?

– Да очень просто – собираем телефоны, складываем в отдельную корзину и до конца учебного дня не вспоминаем. Если кто берёт без спроса – уношу в свой кабинет и выдаю в конце дня.

Без техники никак, я понимаю, что жизнь сейчас такая. Дети не играют на улице, как раньше, а сидят в телефонах. Вот в четвёртом классе уже не приходится отбирать. Ребятишки понимают, что смартфон – это в первую очередь помощник, а не игрушка. Например, читаем произведение на литературе, а там непонятное или старорусское слово, я говорю: кто быстрее найдёт значение? Они находят. Пишем изложение – я позволяю им найти непонятное  в электронном словаре. Так приучаем к рациональному использованию гаджетов.

– Татьяна Николаевна, что делать, когда первоклассник не хочет в школу и начинается «воспаление хитрости»?

– Это ошибка родителей – они идут на поводу у детей, позволяют собой манипулировать, верят в их отговорки: нога болит, Петя обижает, живот прихватило… Первые трудности вызывают нежелание учиться. Мамы и папы должны находить к своему чаду подход: давай ты сходишь в школу, я на работу, а потом вместе что-нибудь поделаем – то, что ты хочешь. А если плохо себя чувствуешь, дам тебе таблетку и всё пройдёт.

А бывает, родители сами не хотят идти на работу, ленятся и говорят: давай поспим, потом сделаем уроки и пойдём. Малыш уже запоминает, что можно смухлевать.

Прежде всего, нужно работать над собой, быть авторитетом для ребёнка.

– Сегодняшние первоклассники отличаются от тех, что были лет десять назад?

– Да, сейчас дети умнее. Они больше знают, но… у них слабые память, внимание и здоровье. Раньше ребятишки были наивнее, меньше осведомлены, но хотели всё узнать. Сейчас же понимают, что могут найти всё в интернете.

Следует развивать ребят, прививать им активный образ жизни, обучать физкультуре, записывать на спортивные кружки, водить на детские площадки. Тогда и здоровье будет крепче. И успеваемость – не только в учёбе, но и в жизни.

 

Татьяна БАРАШКОВА