Мы не раз писали про мошенничество в магазинах. Но, как показывает время, эта тема практически неисчерпаема.

На прошлой неделе я после работы по дороге домой зашла в супермаркет «Токко». Уже, по новообретённой привычке, недалеко отойдя от кассы, проверила чек.

Товарный чек из 13 пунктов показал в восьмом пункте растительное масло «Аведовъ» — 130 рублей, в девятом — кетчуп по 111 рублей. Хотя я точно помнила, что масло, по ценнику, стоит 117 рублей, а кетчуп «Моя семья» — 110 рублей. Получается, магазин собрался заполучить с меня 14 рублей сверху. Понятно, что в современных реалиях это не бог весть какая сумма, но это же мои честно заработанные рубли.

Конечно, когда я обратилась к управляющему, мне вернули мои деньги, но при этом так осуждающе посмотрели, будто я забрала последнюю конфету у ребёнка. Да и люди, которым пришлось ждать своей очереди, тоже были не в восторге.

Но для таких людей, которые могут решить, что я жадная, раздуваю из мухи слона, проведу простой подсчёт: если в день через такой большой магазин проходит 500 человек и с каждого дополнительно взять по 10 рублей, то незаконная прибыль магазина составит 5000 рублей. И это только в один день. В месяц — 150000 рублей. Нехилый такой навар получается.

В подобной ситуации необходимо пригласить администратора торгового зала и потребовать скорректировать сумму в чеке. Если устное требование остаётся без удовлетворения, берите листок бумаги и, не отходя от кассы, пишите претензию на имя продавца. Обычно оно указано в чеке, где также вы найдёте организационно-правовую форма и название общества, либо ФИО продавца, если он является индивидуальным предпринимателем.

 

Ценник является, по сути, публичной офертой — предложением всем зашедшим в магазин покупателям заключить договор на указанных на ценнике условиях.

 

Есть два варианта требований, которые можно заявить в претензии.

— Первый вариант со ссылкой на ст. 12 закона О защите прав потребителей, согласно которой потребитель имеет право отказаться от исполнения договора, если продавец не предоставил полную информацию о товаре. В этом случае продавец обязан вернуть уплаченные вами деньги, а вы — товар.

— Второй вариант — пойти по пути взыскания необоснованного обогащения со ссылкой на ст. 1102 ГК РФ, в соответствии с которой продавец обязан вернуть излишне полученные от вас денежные средства. Разница между ценником и оплаченной суммой по чеку и будет необоснованным обогащением продавца.

Но если продавец окажется крайне упёртым, возможно, придётся подавать исковое заявление в суд на основании п. 1 ст. 12 закона О защите прав потребителей с требованием о расторжении договора купли-продажи товара и возврата уплаченных за него денежных средств.

Стоит отметить, что обращение в суд восстановит ваши права, но вряд ли будет уроком для продавца. Лучше дополнительно обратиться в Роспотребнадзор, поскольку обман потребителей является административным правонарушением и влечёт наложение штрафа на магазин в размере до 50000 рублей. Такое наказание будет для недобросовестных продавцов намного ощутимее.

А если на ценнике, чем чёрт не шутит, цена будет указана ниже реальной стоимости, вы должны чётко обозначить свои позицию со ссылкой на ст. 437 ГК РФ. Затем срочно идите к месту выкладки спорного товара и фотографируйте ценник, пока его никто не успел заменить. Также сделайте видеозапись ценника, товара и стеллажа. Если в магазин вы пришли не одни — ещё лучше, ваш спутник автоматически становится свидетелем происходящего, и в случае судебного разбирательства сможет дать показания в вашу пользу. В идеале, вам должны подать товар по сниженной цене по ценнику. Только вот сможете ли вы этого добиться?

 

Алла СНЕЖНАЯ