Первый год жизни

Дорогие родители! Если у вас на свет появился долгожданный малыш, поздравляем! И вы не просто родители, вы его самые близкие, терпеливые и естественные учителя. Только вы беззаветно любите своё чадо и для его успешного развития приложите максимум старания. Вы рядом — и нет недостатка в общении! Можно сколько угодно с малышом разговаривать, над ним ворковать, прикасаться к нему, поглаживая и напевая колыбельную песенку. Ваш малыш, ощущая тактильный контакт с мамой, будет с первых дней прислушиваться к ласковому голосу родного человека, проявлять активную радость или успокаиваться. Так незатейливо и просто вы установите первый практический опыт – пожизненный особо важный эмоционально-чувственный контакт: «мать и дитя».

Мир малыша прежде всего МАМА. Она уверенными шагами за ручку поведёт за собой маленького человечка в этот огромный незнакомый мир.  Для этого мама с безграничной любовью развлекает, забавляет ребёнка, поёт, интонирует и в процессе жизнедеятельности комментирует свои действия. И малышу тогда достаточно одного вашего присутствия, чтобы он начал издавать звуки. Гуление, улыбка, активные движения (комплекс оживления) – это проявление положительных эмоций. О дискомфорте он сообщит вам кряхтением и криком. И любящая мама не оставит без внимания, не проигнорирует плач ребёнка. Пусть малыш знает, что он в безопасности, что его любят. Только мамочка найдёт нужные слова утешения.  И совсем не важно, что дитя пока не понимает смысл маминых слов, важно, что он воспринимает интонацию, мелодику вашей речи. И любое позитивное общение со взрослыми имеет обучающее влияние, выстраивает, подготавливает эмоционально-игровой контакт. Вскоре появляется манипуляция игрушкой, а к семи-восьми месяцам устанавливается связь между предметом и словом.

Замечательно, если ваши игрушки яркие, весёлые, звучащие и добрые. Много и сразу игрушек не надо. Для одной игры достаточно двух-трех. Главное, как можно раньше научить ребёнка манипулировать ими. Таким образом постепенно формируется игровая деятельность. Занимаясь со своим чадом, радуйте и удивляйте его, придумывайте ситуации по ходу игры и восхищайтесь вместе с ним. Да! Вы на верном пути! Вначале вам в ответ появятся первые простые голосовые реакции ребёнка. Их вариации складываются в гуление, а затем они волшебным образом превращаются в лепет.  Какая радость! Он гулит вам в ответ! И напевное: «А-а-а-а-а» переходит в «а-а-у-у», «и-эи-ма-ма-ма». Вот он наш долгожданный лепет! К году у ребёнка уже 20-40 лепетных слов. И это мамина заслуга!

Вам в помощь многочисленные потешки, забавы, музыка, кукольный театр и непременно книжка-малышка  с произведениями из устного народного творчества и детской классической литературы. Уважаемые родители! Знайте, что, двигаясь, ребёнок развивается не только физически, он становится умнее, общительнее, любознательнее. Все движения крупной, мелкой и артикуляционной моторики имеют единый механизм. Ритмичные под пение мамы, в сочетании с движениями игры, – основа развития речи и ловкости малыша. Начните с «Ладушек», «Сороки-белобоки», «Гулей», «Козы рогатой». Не забудьте о пользе массажа и пальчиковой гимнастики! К году постарайтесь отучить от пустышки.

Знакомство с гаджетами ребёнку не только не нужно, но и вредно! Недостатки живого общения с родителями, к сожалению, приводит к слабому интересу ребёнка к маме, вначале как к партнёру по игре, а далее — как к безусловному авторитету в социуме. Слабые эмоционально-чувственные отношения в семье и не сформированная в должной мере игровая деятельность малыша – одна из причин задержки психического развития у ребёнка.

Несколько слов о билингвизме. Наши дети, с рождения живущие в двуязычной среде и получающие равнозначную информацию на двух языках, не путают их. Базовым является тот язык, на котором они общаются дома. Второй язык на данном этапе развития будет представлен в виде набора микротекстов, приветствия, просьбы и слов, связанных с игрой. Далее картина усвоения второго языка быстро меняется, и он превращается в рабочий действующий язык. Всё это способствует в дальнейшем облегчению усвоения иностранных языков.

Подведем итоги: к 12 месяцам ребёнок знает как его зовут, с удовольствием смеётся, играет игрушками, подражает голосам животных, ходит самостоятельно, понимает и выполняет несложные просьбы. Демонстрирует искреннюю любовь к вам, говорит: «Мама, папа» и простые одно-двухсловные фразы.

Мы уверены, что в играх, забавах и насущных заботах первого года жизни быстро подрастает ваш малыш, ваша радость, милый и послушный, будущий помощник и удивительный собеседник!

Надеемся, что советы помогут родителям почерпнуть необходимые знания о развитии и обучении ребёнка первого года жизни.

Будьте счастливы!

 

Людмила КОЛОСОВА,

клинический логопед ГАУ «Медицинский центр»