Учёными подсчитано, что четыре года жизни, в среднем, человек проводит в общественном транспорте. Городские автобусы, образно говоря, – наша беда и выручка, и от их работы во многом зависит качество жизни горожан и гостей столицы. Сегодня гость нашей рубрики – Лилия СИМОНОВА, начальник отдела организации и контроля транспортной деятельности Окружной администрации Якутска.

 

– Городской транспорт в день перевозит до 150 тысяч пассажиров, и наша задача – обеспечить качество перевозок и культуру обслуживания. Центральная диспетчерская служба четко выполняет свои функции, по любым вопросам люди имеют возможность звонить напрямую в наш отдел, так что могу уверенно сказать, что мы держим руку на «транспортном пульсе» столицы, полностью контролируя ситуацию.

– Однако жалобы на работу транспорта – явление перманентное…

– … но недовольных стало намного меньше.  За четыре года, что работаю, наблюдаю положительную динамику, хотя весна и осень – традиционно зоны обострения, что связано со многими факторами. Разбираемся с каждой жалобой, благо есть видеофиксация. Создан реестр недобросовестных водителей – мало кто хочет туда попасть, при повторном нарушении работника увольняют. Ежедневно решаем множество вопросов, но есть стратегия деятельности и четкие задачи.

– В последнее время в сфере транспорта Якутска произошло много изменений – какие из них вы бы назвали самыми важными?

– Сейчас автобусы на каждом маршруте должны быть обеспечены видеорегистратором, аудиоинформацией, валидатором. Внедрение дифференцированной оплаты дало пассажирам возможность выбора стоимости проезда – от 16 до 28 рублей за поездку. Бонус безналичной оплаты – прозрачность движения средств и возможность анализа перевозок: мы видим уровень активности пассажиропотока в разное время суток, на различных маршрутах.

Жизнь подтверждает правильность решения по разработке единого пригородного тарифа. Учащиеся начальных классов у нас ездят бесплатно, а сейчас по поручению главы Якутска ведется работа по изменениям с 2020 года платы за проезд в городском транспорте для школьников с 5 по 11 класс из малообеспеченных семей. Еще одна задача – повышение доступности автобусов для маломобильных граждан. Сейчас на каждом маршруте – по два таких автобуса, где есть пандус, площадка для размещения, и мы будем продолжать работу в этом направлении. По программе модернизации подвижного состава идет обновление автобусного парка: в прошлом году приобретено 18 новых автобусов, в текущем – 20, в том числе с системой отопления салона.

Все это – планомерная методичная работа в рамках утвержденных городских программ, поэтому выделить что-то сложно. Самое важное – комфорт и удобство для пассажира.

– Не так давно звучали жалобы на работу приложения «Умный транспорт»…

– Это не входит в компетенцию нашего отдела, но кратковременный сбой действительно был – сейчас все нормально работает, нужно лишь обновить приложение.

– Также наши читатели спрашивают, почему не работают электронные табло на автобусных остановках?

– Исполнитель технически не справился с их обслуживанием – после проведения конкурса и заключения договора с другим лицом табло должны заработать.

– Лилия Эдуардовна, ездите ли вы сами на общественном транспорте?

– Да, как и любой житель города. Но заходя в автобус, автоматически проверяю соблюдение всех необходимых условий работы. Не каждый водитель знает меня в лицо (улыбается). А чисто по-человечески хотелось бы, чтобы люди были добрее, относились друг к другу с уважением  – как водитель к пассажиру, так и наоборот. Отвечали хорошим на хорошее. Уровень человеческих отношений всегда влияет на качество услуг.

– За рулем городских автобусов мы привыкли видеть не местных жителей, отражается ли это на сервисе и культуре обслуживания?

– Сейчас закон запрещает трудоустройство водителей  с видом на жительство, поэтому приезжих за рулем стало меньше, на маршрутах появились свободные вакансии. Однако я считаю, что на качество обслуживания никак не влияет, какой национальности человек, где родился… Все должно быть согласно закону – это основной критерий.

– Все, что относится к транспорту, мы привыкли связывать с мужчинами – женское ли это дело?

– Нуу, у нас на одном маршруте водитель автобуса – женщина (улыбается). Я выполняю свою работу без разделения на половые признаки. Главное, что она мне нравится. В отделе, где кроме меня еще двое мужчин, хорошая деловая атмосфера, эффективное взаимодействие, взаимопонимание – вместе работаем на результат.

– Но, наверное, нужен сильный характер, иногда и кулаком – по столу…

– Много человеческих качеств имеют значение, одно из важных, как раз наоборот, – сдержанность. Главное – правильно поставить цели и задачи и уверенно к ним двигаться. Раньше я работала в авиации, диспетчером по центровке самолетов, так что к легким путям не привыкла. Училась в Санкт-Петербургском университете гражданской авиации, Московском институте профессиональных инноваций – моя жизнь с юности связана с транспортом.

– Якутск в числе лидеров на Дальнем Востоке по внедрению современных технологий на пассажирском транспорте – каковы новые задачи?

– В планах пересмотр схемы движения городского транспорта, чтобы люди добирались до места еще быстрее – сейчас число пересадок сокращено до минимума, время в пути занимает в среднем 30 минут. Думаем и о том, как более удобно расположить автобусные остановки. По требованиям федерального законодательства постепенно должны перейти к оплате при входе, что на самом деле добавит порядка. Транспортная логистика – это очень интересно, хочется понимать вектор движения в дальнейшем – во благо горожан и развития в целом.

– Лилия Эдуардовна, работа в мэрии напряженная – остается ли время на увлечения, хобби?

– Не представляю свою жизнь без спорта, летом каждый день начинался с пробежки в шесть утра. Зимой планирую ходить на фитнес. Люблю читать, готовить успеваю… Говорят, работа – средство для жизни, а не ее основа, но для меня это все-таки ведущий фактор.

– Но любимый день, наверное, пятница…

– Нет, пятница у меня – как понедельник (смеется). Не люблю оставлять на потом незавершенные дела.

 

Елена ПТИЦЫНА