Есть взять на вооружение народную мудрость «нет талантливых детей — есть бездарные учителя», то все дети талантливы. Но как разглядеть и найти тот самый дар? Как на родительской волне энтузиазма не навредить? С нами поделилась классный руководитель, учительница французского и английского языков школы №31 Алёна МАКСИМОВА.

 

— Алёна Николаевна, насколько сложно разглядеть в ребёнке склонность к чему-то?

— На самом деле, это не так сложно, главное, нужно быть очень внимательными. Особенно когда он играет со своими сверстниками — тогда у родителей появляется возможность увидеть его как бы со стороны. В такие моменты малыш расслабляется, раскрепощается, нет родительского авторитарного давления. И наша задача — подметить те или иные особенности. Например, если ребёнок общается со сверстниками охотно и много, при этом много говорит, возможно, он будет талантлив в литературе или истории. А если, наоборот, любит уединение и, играя, строит разные конструкции из игрушек, может, перед нами будущий инженер.

Для самых нетерпеливых родителей есть несколько методик распознавания таланта. Наличие музыкальных способностей нетрудно распознать, отстучав какой-нибудь ритмический рисунок и попросив ребёнка повторить его. Если он сразу и безошибочно повторяет «отстуканное» взрослым, то можно предположить у него наличие музыкального дара.

Художественную одарённость поможет выявить тест креативности Торренса. Сам тест и его расшифровку несложно найти в Интернете. Если вы решите опробовать этот метод, то обязательно обратите внимание на следующие моменты: задания предназначены для детей от пяти лет; объяснять задания можно, но вот приводить примеры — нет.

Интеллектуальные способности помогут выявить такие разработки, как прогрессивные матрицы Равена, оценочная батарея тестов Кауфмана, шкала детских способностей Маккарти и другие. Для объективности лучше использовать не одну, а несколько разных методик. Имейте в виду, что почти все они рассчитаны на старших дошкольников.

— А если оказалось, что талантов нет?..

— Самое главное, не надо отчаиваться и давить на ребёнка. Возможно, его талант раскроется позже, или он не такой яркий, как нам хотелось бы. Опытные психологи утверждают: у любого человека есть талант, просто проявляется он по мере взросления. С развитием общих навыков и качеств формируются исключительные способности, называемые талантом.

Помните, что даже небольшие способности при правильной организации учебного процесса можно развить до вполне приличного уровня. Подтверждением тому — целые династии. Надо знать, что интеллект прекрасно поддаётся тренировке. «Качать» мозг можно и нужно. Тем более, что такой подход даёт прекрасные плоды.

— Некоторые родители очень активны и записывают детей во всевозможные кружки. Будет ли это полезно моему малышу?

— Если не перегибать палку, то такое даже полезно. Он попробует разные кружки с разными направлениями и выберет, что ему по душе. К тому же, каждый человек должен развиваться разносторонне.

— А как не перегнуть палку?

— Нужно много разговаривать с ребёнком, но не так, как многие родители делают — практически ведя монолог в приказных тонах. Нужно уметь выслушать малыша, дать ему высказать своё мнение. Именно в таком двустороннем диалоге можно почерпнуть очень многое для себя. В конечном счёте, взрослые должны учитывать его интересы и желания, а не свои собственные. Не стоит критиковать, а особенно – сомневаться. От этого даже у взрослого человека могут опуститься руки.

Если ребёнок отказывается заниматься ранее выбранным видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает что-то другое? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять делать то, что не вызывает у него интереса.

Чтобы ваш малыш и дальше проявлял интерес у выбранному занятию, вы сами должны активно им интересоваться. Помогайте ему, находите разные интересные факты по данному направлению. Это поможет вам сблизиться.

— И какой ваш самый главный совет для родителей?

— Всегда поддерживайте своих детей и побольше разговаривайте с ними. Понимаю, что родители много работают и сильно устают. Но если вы вечером уделите ему немного времени и поинтересуетесь, как он провёл день, это будет здорово. Такие беседы не дадут ему желания вас избегать, что может быть важным именно в подростковом периоде, когда у всех детей начинается время противоречить и противопоставлять себя взрослым.

 

Алла СНЕЖНАЯ