Недавно в ленте новостей сообщили о том, что 17-летней девушке в Екатеринбурге не продали сборники стихов Маяковского, Есенина, Бродского, так как они маркированы значком «18+». Профессор МГИМО, телеведущий Юрий Вяземский возмутился и задался вопросом: «Надо ли спасать детей от Есенина?». Он также предположил, что маркировка, возможно, хитрый ход: ведь дети любят все запретное, и, возможно, это подвигнет их на изучение классической литературы.

Известный не только в Якутии профессор словесности Мира МИШЛИМОВИЧ (учитель учителей литературы!):

– Увы, уважаемый мною Юрий Вяземский несколько ошибается в оценке этого события. На самом деле (и к величайшему сожалению!) случившееся в Екатеринбурге – единичный случай. Очень и очень мало молодых людей интересуется литературой и тем более поэзией. Просто произошел казус: юридические нормы столкнулись с реальной жизнью. Конечно, девушка в свои 17 лет учится в школе и изучает на уроках литературы творчество вышеназванных поэтов. Однако, следуя букве закона, придется изъять из школьной программы всего Толстого, Достоевского, Булгакова и других великих писателей. Что просто нереально!

В то же время наблюдается такая тревожная тенденция: часы, отведенные на литературу, уменьшаются, а программа остается такой же. Стало быть, школьникам приходится изучать объемные произведения, как говорится, «галопом по Европам». Конечно, и в прошлые годы далеко не каждый ученик прилежно читал весь роман «Война и мир» Льва Толстого. Девочки выбирали отрывки про любовь, мальчики – про войну. Но и в таком урезанном виде литература в школе играет свою незаменимую воспитательную роль. Познакомившись в детстве и отрочестве с произведениями великих писателей, человек, став взрослым, нередко возвращается к ним и уже более внимательно читает романы, впитывая и философские рассуждения автора.

Александр Твардовский еще на первом съезде учителей литературы сказал, что «литература в школе – это уроки нравственного прозрения». Его слова являются абсолютной истиной. Как еще может человек, только вступивший в этот мир, узнать, что такое добро и зло, как отличить одно от другого, каковы переживания влюбившегося человека, почему люди спасают друг друга или предают… Мировая литература в своей квинтэссенции дает ответы на все волнующие вопросы бытия.

…Как я уже сказала, интерес к поэзии у современной молодежи почти отсутствует. «А как же рэп? Там ведь тоже стихотворные строчки», – спросите вы. Но это не поэзия в высоком смысле этого слова. Да, в основном поколения после девяностых лучше знают поэтов-песенников (к примеру, Михаила Танича с его «блатными» песнями). А ведь наша литература обладает настоящей сокровищницей поэтических произведений! Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Иосиф Бродский, поэты-фронтовики и многие, многие другие. И их вычеркнуть из школьной программы?

Понятно, что объемные произведения изучить в школе практически невозможно. Предлагаю хотя бы фрагментарно давать детям понять, о чем они. Многие не согласны со мной, однако надо признать, что в связи с сокращением часов на литературу лучше хотя бы частично представить великих писателей (возможно, малообъемные произведения – рассказы, повести, очерки), нежели вообще пройти мимо.

Детей следует заинтересовывать чтением. И это трудно, очень! Ведь маленький человек повторяет за своими родителями, а они сейчас сами не читают. А упрекать их за это язык не поворачивается. В основном, оба родителя работают, и им практически некогда. Вместо книг теперь в фаворе телевизор и интернет, уровень которых, можно сказать, ниже плинтуса. А сельским детям еще труднее пристраститься к чтению. Кроме учебы, их еще загружают домашней работой по хозяйству, времени уткнуться в книгу и проживать с литературными героями их жизнь просто нет.

Сейчас совсем другое время, и подходы к изучению литературы в школах изменились. Раньше я запрещала своим ученикам прежде, чем прочитать то или иное произведение, просматривать его киноверсию. Ведь режиссер – творческий человек, он видит мир по своему и предлагает зрителю свою версию. Однако ныне, изучая результаты анкетирования школьников и студентов, мы видим, что именно фильм или сериал стал импульсом для прочтения того или иного произведения. Ничего не поделаешь, таковы реалии жизни.

Они приводят к тому, что, разбирая сочинения и работы даже участников олимпиад, на которые, понятно, направляют лучших из лучших, сталкиваешься с таким, что не знаешь: то ли плакать, то ли смеяться. К примеру, на вопрос по «Войне и миру» школьница ответила, что «Наташа Ростова вышла замуж за Павла». И это городская школа! О каком уровне знания литературы может идти речь среди «середнячков» и тех, кто просиживает уроки на «камчатке»?

Но, тем не менее, несмотря на кризис чтения (вниманием молодежи и детей завладели всевозможные гаджеты, через которые их сознание отравляется масскультурой), нельзя складывать руки. Детям необходимо научиться читать и любить литературу. И помочь им в этом должны мы, учителя-словесники, и, конечно, родители. В отличие от прошлого, когда уроки проводились по шаблону, сейчас педагоги свободны в своем творчестве. К примеру, организовать урок в виде игры или путешествия, чтобы заинтересовать детей. Что, несомненно, хорошо! А родителям хочу посоветовать – отложите вечером гаджеты (планшеты, телефоны, ноутбуки), возьмите книгу и почитайте вместе с детьми. Заложенная в детстве любовь к чтению и литературе – это крепкий фундамент для гармоничного развития Личности!

 

Записала Галина НИКОЛАЕВА