Люди истосковалась по живой музыке. Это стало ясно на открытии X Международного арктического музыкального фестиваля «Северное сияние»: уже на подъезде к Центру культуры современного искусства имени Ю.А.Гагарина, где и состоялся концерт, было непривычно (если можно сказать, музыкально-эпидемично) оживлённо. Юбилейный филармонический сезон открыт!

 

Теперь, правда, не скажешь, что яблоку негде упасть — сидели строго по плану рассадки (хотя никто с кнутом за спиной не стоял), с учётом требований времени: через ряд, через два и практически все — в масках. И весьма актуально (впрочем, скорее, горько) прозвучало  кальмановское «Всегда быть в маске — судьба моя» от Григория Чернецова — ария Мистера Х из оперетты «Принцесса цирка».

Но это потом.

А вначале — День музыки же (специально приурочили к празднику) — были вручены награды. Выступил министр культуры республики Юрий Куприянов, вручил Григорию Чернецову звание «заслуженного» — он хоть и относится к  Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, однако ещё с прошлого года является приглашенным солистом Филармонии Якутии, и понятно, что звание для него, молодого, подающего надежды, скорее, аванс, а ещё не благодарность за заслуги, но уже и серьёзная гордость республики. Случится, что на самых престижных мировых площадках громко прозвучит его имя — эхом откликнется слово «Якутия», и всем станет ясно, что выпестован волшебный баритон в далёком и холодном заснеженном северном крае, а якутяне, поклонники его таланта, выдохнут все, как один, сияя — наш! — ровно, как за себя или своё дитя.

Я сильно забегаю вперёд, но уже забежала — что делать, поэтому сразу скажу, что он, Чернецов, и вправду хорош, и эта часть концерта — с его участием — была составлена, конечно,  под него. Постаралась Наталья Базалева, художественный руководитель. Он исполнил все возможные шлягеры, так любимые отечественной публикой, и даже — из репертуара Муслима Магомаева,  дерзновенно покусившись на «Синюю вечность». «О море, море…» — пел молодой и красивый юноша на фоне петербуржских алых парусов и — как им было не залюбоваться!

Поколение постарше прекрасно помнит «Что может случиться с прекрасной Матильдой моей…», которую почти полвека назад проникновенно исполнял бесподобный Юрий Гуляев, и даже иной раз и напевает себе под нос (чем и я грешу). И в этот раз эта красивая ария Роберто из «Иоланты» Чайковского ожила в устах Григория Чернецова – и всколыхнула чувства, и создала настроение… Молодой исполнитель, кстати, задал тон этой арией, публика вдохновилась, но потом со всем смятением он пел «куда умчались дни лихих забав?..», исполняя арию Грязнова в «Царской невесте».

Ну а в образе «Джанни Скикки» Чернецов был бесподобен, даже показалось, что это сам аферист и пройдоха Джанни и есть. Григорий так подал образ комедийного персонажа, что без итальянского понятно что тот затевает явно что-то лукавое. Думаю, надо добавить, что Джанни Скикки — весьма интересный исторический персонаж, современник Данте. Он был одним из провинциалов, переехавших во Флоренцию и там разбогатевших. Городские аристократы, и Данте в их числе, презирали этих нуворишей, и неудивительно, что в своей «Божественной комедии» поэт изгнал Скикки в ад. Хотя Джакомо Пуччини, автор оперы, не разделял его мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этот вечер звучали все шлягеры, потому и дуэт Сильвы и Эдвина из оперетты Имре Кальмана должен был быть предсказуемо. И кто же та Сильва, отвечавшая Эдвину, обуреваемому чувствами: «Помнишь ли ты? — Помню ли я?». Дипломант всероссийских и международных вокальных конкурсов Екатерина Захарова лично для меня стала маленьким открытием, недаром она стажировалась в Италии: ей удалось передать гамму чувств, испытываемых  страстных сердцем цыганской принцессы при встрече с тем, с кем тайно обручена…

Традиционным для Филармонии Якутии стало исполнение своеобразных гимнов на якутском и русском языках — таковыми стали «Саха сирэ барахсан» и «Выйду на улицу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но я ничего не сказала о первой половине концерта, где прозвучали четыре части «Воспоминаний о Флоренции». В сочинении Чайковского первую партию играют скрипки и виолончели и столько проникнутых печалью нот, что я грустила по роскошным и жарким, наполненным ярким солнцем картинам Флоренции, на фоне которых и разыгралось музыкальное действо. Целая гамма чувств пережита великим  композитором в этом поражающем своей роскошной красотой городе, в котором я никогда не была. И теперь до слёз хочу во Флоренцию, по следам Петра Ильича — не в том ли великая сила искусства?..

 

Лора ЛЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Григорий Чернецов родился 1 июня 1989 года в Якутске. В 2011 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова.

 

Победитель VIII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге в 2011 году и V Всероссийского конкурса молодых оперных вокалистов имени Надежды Обуховой в Липецке в 2012 году, а также IX Международном конкурсе молодых оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине в 2015 году.

 

Лауреат IV конкурса вокалистов имени Лисициана во Владикавказе, III Международного конкурса молодых оперных певцов им. Максима Михайлова (Калуга, 2013 год, II премия). Выступал в Большом театре Женевы, Театре принца-регента в Мюнхене, в концертных залах России и Европы.

 

В настоящее время Григорий Чернецов — солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. В сезоне 2014—2015 исполнил заглавную партию в опере «Евгений Онегин» на новой сцене Мариинского театра, в 2016 году — в операх «История Кая и Герды» и «Франческа да Римини».

 

Постоянный участник Московского Пасхального фестиваля. С 2019 года является приглашенным солистом Филармонии Якутии. В 2020 году удостоен звания «Заслуженный артист Республики Саха (Якутия)»