Самобытная культура наших предков отразилась не только в мифах и ритуалах, но и в повседневной одежде. Завершаем цикл бесед с кандидатом исторических наук, этнографом ИГИиПМНС СО РАН Наталией ДАНИЛОВОЙ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Обычай переодевания невесты восходит к культу умирающего и воскресающего зверя. Так, невеста погружается во «временную смерть» перед отправлением свадебного поезда из дома родителей, когда совершается обряд одевания «сюктэр кыыс танныыта». Невесту одевают с ног до головы в меховую одежду, лицо закрывают собольей шкурой (в зависимости от достатка) амнах (аннах). Когда на невесту надевают свадебный наряд, она фактически «умирает». Её завёртывают меховой одеждой как саваном. Так, свадебная безрукавка кэдьинэ тангалай и семантически, и практически выполняет функцию погребальной одежды (после смерти женщине обязательно надевают тангалай-сон).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В старину существовали также кэдьинэ куйах (доспех кэдьинэ), который считался древнейшим видом воинского доспеха. Как и безрукавку тангалай, его шили из хорошо обработанной лосиной ровдуги. У северных якутов сохранились предания, в которых сообщаются, что в древности ботуры во время военных действий надевали «кэй тириитин кэдьинэ танаhын» (досл. одежду (доспехи) кэдьинэ из шкуры зверя кей).

Широкое использование тангалай-сон в различных обрядовых ситуациях раскрывает высокий семиотический статус этого вида одежды.

Согласно архивным материалам, в древности также существовало огромное количество сопутствующих элементов одежды. Как то: сююс танаhа, иэдэс танаhа, кенгюрюю танаhа, мурун танаhа, сэнийэ танаhа (то есть практически не оставалось открытого места на лице, так как закрывались и лоб, и переносица, и щёки, и подбородок), далее идут тюес танаhа, кегюс танаhа и буучча танаhа (причём указывается, что у женщин также существовали аналогичные компоненты одежды, только украшенные бисером и вышивкой), хары танаhа, илии таhын танаhа, тарбах танаhа, сото танаhа. Интересно то, что все эти вещи шьются из волчьей шкуры или лапок. Комплекс налобных, нащёчно-наушных, подбородных, наносных приспособлений надевался под шапку и был универсальным средством защиты человека от холодного климата.

Несколько особое место занимает в древнем женском костюме якутов  нагрудник — тюhюлюк. Впервые он отмечен в работе Я.И. Линденау, как внешний признак девушки, отличающий её от женщин, которые, выходя замуж, навсегда лишаются этой части костюма.

До конца XVIII века в Якутии преобладала одежда из обработанной и выделанной кожи. Большинство якутов надевало на голое тело нагрудники и род полушубка из кожи. Летняя одежда состоит из совсем круглой с узкой оторочкой шапки сайыңңы бэргэhэ. Кафтан кулун сон бывает из кожи жеребёнка или молодой лошади, без складок, короткий — до колен. Наколенники халтан сутуруо сделаны только из ровдуги. Сапоги — остоох саары, как чулки, только наверху расшиты стеклянным бисером. Короткие летние сапоги баhырҕас саары, достигающие только икр, делаются из ровдуги или стриженого меха. Наверху они тоже расшиты стеклянным бисером шириной в ладонь. Рукавицы, голицы — халтан үтүлүк делается из ровдуги».

С середины XIX века в Якутскую область начали активно привозить различные ткани, материалы для рукоделия, что внесло заметное пополнение костюмного комплекса якутов. Уже как неотъемлемая часть мужской и женской одежды выступают рубахи из дабы или сарпинки, сходные по покрою, отличающиеся только длиной. Якуты стали носить длинные штаны: бедняки — из коровьей кожи или выделанной оленьей замши сарыы, зажиточные — из плиса или сукна.

В это же время вместо старинного сангыяха стал преобладать новый тип шубы — сон. Фасон сона значительно отличался от сангыйаха и, по-видимому, представлял видоизменённые старинные кафтаны. Сон шили всегда однобортным, с отложным воротником, с буфами на плечах и вставками из клиньев вроде фалд, начинающихся у талии. Полы сона, доходившие до середины бёдер или до колен, покрывались ровдугой или плисом, подбивались мехом заячьим, беличьим, лисьим или песцовым, смотря по достатку хозяина и наличию меха. Летний сон шили из тонкой материи. В этот период стал входить в обиход и нарядный мужской сон кытыылаах сон, крытый тёмным сукном, а по бортам и полам окаймлённый цветной материей. Бедняки носили сон из телячьей или лошадиной шкуры мехом внутрь.

Во второй половине XIX века якутская одежда испытывает заметное влияние города, обусловленное общим экономическим и культурным развитием края. Вместе с распространением отдельных видов одежды русского населения и горожан, в местную лексику прочно входят слова и названия (былаат, ыстаан, ырбаахы, саппыкы, хомуhуол и т.д.). Бедная часть населения, в основном, носила одежду из дешёвых материалов: ситца, бязи, дабы, коленкора, плиса. Богатые якуты шили одежду из шёлка, китайки, бархата, дорогого сукна, отделывали узорчатой парчой и золотым позументом.

Несмотря на это, в конце XIX века якутская одежда всё ещё сохраняла свои архаичные черты и особенных видоизменений в якутском комплексе одежды не наблюдалось. Это убедительно отмечает В.Ф. Трощанский: «Их патриотизм выражается в том, что они упорно придерживаются национального костюма и общеякутского образа жизни».

В отличие от женской одежды, мужской костюм больше подвергся новым влияниям, утрачивая архаические элементы. Во второй половине XIX века традиционный мужской костюм состоял не только из меховой и кожаной одежды, но и из рубахи, штанов, носили покупные картузы, шарфы, ремни, богатые якуты — кирзовые или хромовые сапоги. В качестве выходной одежды у состоятельных якутов служили кафтаны, сшитые из чёрных тканей, нередко подбитые тонким мехом и с отложным воротником. Кафтан обычно опоясывался шёлковым кушаком или кожаным поясом с нашитыми серебряными бляшками. Традиционные атрибуты такого костюма: нож в ножнах, огниво, курительный набор, имевшие богатую серебряную отделку. Кроме того, верхняя одежда нередко украшалась серебряными пуговицами. Обычно носили с собой также богато украшенную косоплётку.

В конце XIX — начале ХХ вв. завоз разнообразных тканей и отделочного материала способствовал дальнейшему изменению покроя, фасона и украшений одежды якутов. В будничной обстановке мужчины носили рубахи из ситца и бумазеи, штаны из кожи, ровдуги или лосины, более зажиточные и богатые — штаны из плиса и вельвета. Традиционный нарядный костюм надевается только по праздникам, хотя богатые якуты носили сангыяхи и кытыылаах сон. Но как мужской, так и женской обувью служили зимние камусы и летние саары. С конца XIX века прочно входят в моду покупные шляпы и картузы.

Во второй половине XIX века практически вышли из употребления кожаные нательные штаны. Якуты носили кальсоны и штаны ахталаах баркы и сулбурутуу ыстаан. Для того и другого вида штанов употреблялся наиболее прочный материал: на кальсоны — обычно даба, отличавшаяся особой прочностью, на штаны домашнего назначения — ровдуга или мятая скотская кожа. Штаны для нарядного костюма шили преимущественно из вельвета. Карман пришивался снаружи, и только на одной стороне, притом весьма низко, чуть выше колен.

В первой половине XIX века в центральных и вилюйских улусах сохранялись ещё женские нарядные шубы старинного покроя. В подгородных улусах в это время произошли некоторые изменения в фасоне и покрое шуб типа сангыях: стали шить так называемый бууктаах сон, здесь над мехами преобладали яркие сукна, а рукава делались с большими буфами. К такой шубе надевали высокие конусообразные шапки дьабака, отороченные мехом, верх которых украшался серебряными нитками или бисерной лирообразной вышивкой и круглой серебряной пластинкой с гравировкой туоhахта. Нарядные рукавицы шили из лисьих и песцовых лап с отворотами из бобра и с такой же накладкой на конце пальцев.

Обувь в это время не претерпела существенных изменений. И мужчины и женщины носили по-прежнему торбаза из дымлёной коровьей и чернёной конской кожи или оленьей ровдуги саары этэрбэс.

Женские платья — халадаай ырбаахы второй половины XIX века и начала ХХ века составляли наружное платье как для ношения в домашней обстановке, так и в качестве выходной одежды. Поверх платья халадаай носили безрукавку кэhиэччик, которая была весьма распространённым видом лёгкой женской одежды и бытовала почти до конца первой четверти ХХ века. Прототипом этой одежды является безрукавка — кэдьинэ таңалай.

Во второй половине XIX века верхний выходной костюм богатой женщины достиг наивысшей стадии своего развития, приобретая специфически оригинальный фасон и отличаясь особенно роскошной отделкой. Носили летние камзолы кытыылаах сон и зимние бууктаах сон. Эти шубы носили и летом, и зимой в сочетании с шапкой дьабака и нагрудными и наспинными украшениями илин кэлин кэбиhэр.

 

Сардаана СЫРДЫК