У меня трое детей. Старший – аутист. Он живет как бы в своем мире. Не знаю, что ему представляется, но иногда он ведет себя тихо-тихо, а иногда бегает и кричит. Радуется, когда мы берем его с собой в лес или на речку. И мы все его очень любим. А он старается ко всем  прикоснуться, потрогать…

Слышала, что детей таких становится все больше. Правда ли это?

М.А.

Покровск

 

 

Ирина ВАЙНЕР, психолог:

— Грустно, что есть такие дети, потому что с ними нелегко. Здорово, что есть такие дети, потому что они заставляют нас меняться. Они меняют не просто людей, которые рядом, они постепенно меняют и мир вокруг себя.

Статистики по аутизму в России нет, но мировая статистика показывает стремительное увеличение количества рождения детей с аутизмом. По статистическим прогнозам, примерно к 2025 году каждый второй рожденный ребенок (это 50%) будет иметь расстройство аутистического спектра. А это значит что  люди, которые сейчас живут с такими детьми или обучают их, нарабатывают опыт общения с ними, понимания их и изменения себя, опыт востребованности таких детей и применения их ресурса. И эти люди в скором времени станут проводниками для всех остальных.

Неумолимая статистика наводит на мысль, что когда-то аутизм заполнит всю планету, некоторые из аутистов придут к управлению, к руководству…

— А они смогут?

— Есть дети разные, кто-то более функционален, кто-то менее. На самом деле эти дети нам показывают далеко не все, что они умеют. Они очень большие хитрецы и даже самые, казалось бы, малофункциональные могут гораздо больше. Они умелые манипуляторы. Своими манипуляциями они приводят нас к ложному пониманию того, что они не могут самостоятельно действовать. Им это выгодно.

— Выгодно? Как это?

— Они демонстрируют нам свое неумение что-то делать раз, другой и мы от них отстаем. В этом наша большая ошибка. Если их растормошить и дать им веру, поддержку, поощрение, мне кажется, они смогли бы дать значительно большие результаты и показатели того, чего мы от них даже и не ждем. Это мое мнение. И возвращаясь к статистике, которая имеет ужасающие тенденции, все же можно сказать, что именно эти тенденции дают нам возможность привыкнуть и адаптироваться к тому факту, что нам необходимо научиться воспринимать эту «нетаковость» как факт существования людей, которые думают, выглядят и действуют иначе, чем мы.

Если обратиться к «нормативному” человеку и, например, поставить в ряд  десять обычных людей, то они все будут разными, с разными действиями, возможностями, способностями. Дети с аутизмом тоже все разные, недаром эти расстройства называются спектром. Низкофункциональным детям без помощи других людей, обычно родственников, не обойтись. Высокофункциональные дети с аутизмом мало отличаются от нормотипиков, а зачастую и не догадываются, что у них аутизм. Зато они легко ориентируются в области IT-технологий, в космических исследованиях, в математике…

В начале августа в Малой Академии Наук РС(Я) обучалось одновременно несколько групп детей. Дети разного возраста от начальных до выпускных классов изучали не только физику и математику, но и работали на сверхскоростных компьютерах, с 3Д — игрушками и квадрокоптерами. Маленькие дети легко осваивают новейшие технологии. Сравнить наше детство и детство современных детей невозможно. Шагают семимильными шагами наука, мозговая деятельность и воображение человека…

— А методы обучения остались те же?!

— Да, методы школьного обучения всё те же. Назрела революционная ситуация в образовании, дети уже не хотят по-старому, а учителя далеко не все могут по-новому. Мир меняется. И, кстати, появление детей с аутизмом тоже говорит  об изменении мира.

 

Подготовила Наталья ИГНАТЬЕВА