На юбилее принято говорить о заслугах, опыте, прожитых годах. Тем более когда  круглую дату отмечает известная актриса с множеством званий и регалий. Но в случае с Софьей Сергучевой-Барановой о возрасте говорить не хочется. Стоит увидеть ее открытую улыбку, озорной взгляд, и понимаешь – в этой статной красивой женщине живет веселая девчонка, которая много лет назад в морозный декабрьский день отмечала свой день рождения в селе Майя.

 

— Однажды бабушка, приехавшая на мои именины, спросила: «Ты знаешь, какой сегодня день?» Я пожала плечами, а она мне строго сказала: «Запомни – это Николин день — самые лютые морозы, самое темное время. А ты появилась, и стало светлее и теплее».

Было это много десятилетий назад. С тех пор хохотушка Софья давно перебралась в город, отучилась в знаменитой московской «Щепке», стала ведущей артисткой Сахатеатра, прославила свое имя как вокалистка, драматург, чьи пьесы ставят в России и за рубежом. Но до сих пор Софья Иннокентьевна постоянно обращается к своим предкам. Связь поколений она считает основой каждой человеческой судьбы. Чем больше ты знаешь о корнях, чем лучше помнишь историю рода, тем крепче фундамент твоей жизни.

— Мои предки были великими людьми. Безграмотными, но сильными. Были христианами и верили в шаманизм. Черпали силу в знаниях и природе. А я постаралась впитать от них все – знания, силу, мудрость, – говорит Софья Баранова.

Переплетение двух верований вошло в жизнь нашей героини еще до рождения. Ее дед, легендарный мастер музыкальных инструментов Лазарь Сергучев, отходя в мир иной, предрек скорое появление на свет еще одной внучки. Первых троих он крестил библейскими именами — Вера, Надежда, Любовь. А четвертую старый мастер повелел наречь Софьей. И добавил, что вместе с именем придет к ней большое знание, такое же, каким владели женщины ее рода.

Прошли годы. И сегодня об этом знании Софья Иннокентьевна рассказывает в своем моноспектакле  «Благословенное откровение», премьера которого состоялась 19 декабря, в день юбилея, в Николин день.

Действо, развернувшееся на сцене Сахатеатра, погрузило зрителей в мистерию воспоминаний. Софья Баранова, выступив еще и в качестве драматурга, рассказала историю своего рода, поведала о предках, передавших ей мудрость и талант. Она объединила разные жанры, связав их, как лоскутное одеяло, где темный кусок прочно сшит с разноцветным. И вновь за статью, властными движениями рук, актерским мастерством и потрясающими вокальными партиями поклонники увидели озорную девчонку, смеющуюся сквозь время.

Соавтором юбилейного спектакля стал режиссер Александр Титигиров (ТЮЗ). Он привнес в постановку лаконичность и точность. Темная сцена, несколько деревянных стульев, белый чорон. Но минимум декораций позволил зрителю в полной мере ощутить всю энергетику той, что царила в этот вечер на сцене, стоя в луче света, один на один со зрителем. По мановению ее руки стулья превращались в алмаз – тот, что когда-то был единственным сокровищем деда-мастера, или в сэргэ – символ дома и семьи. Чорон, в котором прародительница-удаганка от седьмого колена передала правнучке Софье знания, становился шапкой-дьабака. А шаманский бубен, похожий на те, что делал предок, обращается солнцем, освещающим холодную зиму.

— Актерское мастерство сродни шаманизму. Актер на сцене впадает в некий транс. Он заставляет публику чувствовать то, что чувствует он сам. Повинуясь актеру, зритель плачет или смеется, грустит и радуется, вспоминает и узнает.

Еще одной действующей силой юбилейного спектакля Софьи Сергучевой-Барановой стала музыка. Почти половину всего сценического времени занимают музыкальные номера. То глубокий, пробирающий до мурашек тойук, то женские причитания, то забавные деревенские напевы, а то… рок-музыка. Она органично вписалась в полотно спектакля и ярко оттенила народные песнопения. Для автора гитарных композиций, молодого музыканта Мечила Мекумянова, эта работа стала театральным дебютом.

— Он очень талантливый, хотя и молодой. Тонко чувствует смысл сцены, поэтому смог передать в музыке то, что было нужно.

Сегодня Софья Баранова, смеясь, рассказывает, как в молодости стеснялась петь. Но одна из педагогов  сказала, что ее время еще придет, и голос с годами наберет силу. «Так и случилось! — говорит актриса. – После сорока этот талант раскрылся и расцвел».

Помимо вокального и драматургического таланов, С.И.Сергучева-Баранова унаследовала от предков и умение создавать прекрасное.

— Я была младшей в семье. Мои сестры уже охотились, водили мотоцикл, вели хозяйство. И посмеивались надо мной. Но мама заметила, что придет время – и я буду уметь многое. Она была права.

Сегодня Софья Иннокентьевна народный мастер Якутии. В ее коллекции более ста картин, созданных в технике вышивания. Среди них авторские работы и копии с мировых шедевров. Коллекция плательных вышивок «Возрождение» и дамские сумочки «Экзотика» несколько лет подряд производили фурор на выставках Якутска и Москвы.

— Сплетение талантов — это слияние даров, полученных от прошлых поколений, – говорит Софья Баранова. — Все мы носители генной памяти. Мы должны прислушиваться к ней, слышать голоса предков, чувствовать их помощь. А потом передавать все нашим детям и внукам. В этом и есть мое благословенное откровение.

Анна ПШЕННИКОВА