Мы – последнее поколение, чьё детство проходило во дворе с общением со сверстниками в реальном мире. Нам нужно было лишь крикнуть в окно: «Саша, выходи гулять»,  и друг/подруга выбегали в радостном предвкушении очередной игры в прятки, салочки, пиратов.… А сегодня малышам и без игр на улице хорошо, они у нас продвинутые – в планшетах да смартфонах сидят.

 

С двухлетнего возраста пупсы, сидя на горшках, зависают в гаджетах. Гаджет… Заметили, что это слово можно разделить: «Гад же ты». Вот для малюток это и есть самый настоящий «гад».

Какая польза от такой игрушки малышу? Ему нужны родительское внимание, тепло и забота, а не  «электронная няня». Но многие идут по пути наименьшего сопротивления – дают маленькой бестии планшет, и ребенка не видно, не слышно – весь в гаджете.

У меня самой немало младших братьев и сестёр. Наверное, я сейчас многих удивлю, но мы с ними играем и занимаемся. И знаете, детям это нравится. Гулять на площадке, кататься с горки, бегать, рисовать, играть в различные игры, испытывать радостные эмоции от реальных ощущений. Не спорю, есть в планшетах и развивающие программы, но разве трудно развивать ребёнка вживую? Разве не прелесть – наблюдать за тем, как чадо достигает успехов и радуется этому?

Вспомните себя в детстве, вам же нравилось играть с друзьями, да? Помните, как падали и зарабатывали себе шишки-ссадины и потом боялись мазать зелёнкой? Как прыгали по гаражам, играли в прятки по всему двору, соревнуясь, кто найдёт самое классное укрытие? Снежки, ледяные горки, снежные бои в минус тридцать, когда казалось, что наконец-то тепло… вы помните? А что чувствовали в тот момент? Радость, необъяснимое детское счастье, восторг, трепет…  Теперь подумайте: хотите, чтобы ваш ребенок чувствовал то же самое? Или – досаду от того, что в игре на планшете не стал победителем? (Ведь не всегда они будут там выигрывать и вообще в силу возраста чаще проиграют). Давайте разберёмся с этой проблемой.

 

Не будет ни воображения, ни фантазии

Мичийэ ТООКОЙ, психолог-практик:

– Психика детей подстраивается под технические приспособления, в результате меняются мышление и восприятие ребенка. Яркие зрительные образы вызывают сильные эмоции, но оставляют равнодушными мысли ребенка, в результате главными каналами восприятия у него становятся зрение и слух. Мозг ребенка насыщается зрительными и слуховыми впечатлениями, но испытывает дефицит в тактильных, обонятельных и осязательных ощущениях.

Ребенок автоматически «освобождается» от потребности активизировать свое воображение, ему уже предлагают стереотипную форму и яркий стимул, что может привести к тому, что он будет фантазировать в одной плоскости миров,  предложенных современной индустрией виртуального мира. Такие увлечения не имеют ничего общего с личностным развитием, ведь они не стимулируют ни фантазию, ни воображение, ни творческое мышление.

Кроме того, вытеснение из жизни ребенка реального взаимодействия с окружающим миром может привести к развитию замкнутости, необщительности и неготовности к жизни в социуме. Также малыш не может справиться с переизбытком информации, получаемой с помощью современных технических устройств, что приводит к нарушениям эмоционально-волевой сферы, дети становятся эмоционально неуравновешенными, неспособными контролировать свои действия, также они больше подвержены стрессам.

 

Не более часа в день!

Маргарита САМСОНОВА, педиатр:

– Дети с раннего возраста начинают интересоваться и пользоваться гаджетами, так как они наблюдают за жизнью родителей, которые без них не могут. Исследования о влиянии гаджетов на здоровье человека показали, что их электромагнитное поле может вызывать даже онкологические заболевания. В нашей стране планшеты и смартфоны появились сравнительно недавно и, к сожалению, над этой проблемой пока мало кто задумывается.

В современном мире пользование электронными устройствами становится обязательным требованием — и на работе, и в повседневной жизни. Детям гаджеты, безусловно, помогают в обучении, развитии определенных навыков. Такая техника должна использоваться дозированно и под контролем. Из-за нее у детей ухудшается острота зрения, нарушается осанка. Родители должны объяснить, как устроены гаджеты, научить пользоваться с соблюдением правил. Малоподвижность ведет к нарушению работы всех органов и систем детей, ухудшается сон, возникают трудности с памятью. Есть даже такое понятие, как  зависимость от гаджетов, что может потребовать помощи врача-психиатра.

Детям до двух лет не нужно давать электронные устройства вообще. Дошкольникам от трех лет можно разрешить пользоваться  не более часа в день с перерывами по полчаса через каждые 20 минут.

 

Татьяна БАРАШКОВА