Итак, вопрос вроде бы проще простого: мы хочем быть культурными или не хочем? Но тонкость проблемы совсем в другом: когда и как нАчать?

Конечно, непростое это занятие – прививать навыки культуры. Сегодня ясно понимаешь, что в отдельно взятых случаях мы далеки от утопической песни «Давайте говорить друг другу комплименты». Поэт не всех убедил.

С детьми, безусловно, проще. Им скажешь – ведите себя культурно, мерзавцы, они сразу себя культурно и ведут. Но трудности, конечно, в огромном количестве нюансов. Ибо не все детки добрые слова понимают, некоторым нужно по нескольку раз говорить. Вот и изобрели порядком подуставшие учителя некоторых школ столицы республики новые формы повышения культуры (читай – дисциплины) поведения. Опоздал на урок – получи 10 баллов начислений. Плохо ведешь себя на уроке – начислят двадцать (щалуни-и-ишка!).

Как нам объяснили в средней школе №27 (одной из принявших новую форму), такое решение созрело на общешкольном собрании в присутствии и при активном участии родителей. Да и сами ребята поддержали балловую систему за дисциплину. Ее суть в том, что при подсчете баллов в итоге родители выплачивают денежные суммы, допустим, на ремонт школы или приобретение чего-либо для класса.

Так и встает перед глазами живописаня картина: стоит девочка с пышными бантами и аккуратно так выводит: «Ребята, вам не кажется, что Сидорова с Петровым уже ничто не проймет. Вношу предложение: за каждое опоздание брать с них …цать рублей. Ой, начислять им штрафные баллы, за повторное – в двойном размере». А тут вторит ей сосед по парте, конопатый такой: «А если будут девочек обижать, так начислять в тройном размере – не меньше».

В разговоре с учительницей школы, пожелавшей остаться неизвестной, я как-то осторожно намекнул, что проблема дисциплины и культуры поведения в школе требует деликатности, может быть, иного подхода, ибо баллы-денежки ребята, конечно, будут брать у родителей. Но получил строгое назидание: «Вот пусть они правильно своих детей и воспитывают, тогда и на зарплате сэкономят. И вообще, мы вам нашу школу опорочить не позволим. Подобная форма давно принята и успешно действует, к примеру, в учебных заведениях Москвы!». При этом я удостоился уничижительного взгляда (ну, журналисты пошли, совсем от жизни отстали).

Вот и приходится сейчас некоторым родителям горе мыкать. У родственницы на эти штрафные баллы ушла, по ее мнению, кругленькая сумма. Ничего не поделаешь, уж сын таким непоседой уродился, пять минут спокойно просидеть не может. Вечно головой своей туда-сюда вертит, сорванец, ибо все ему, что вокруг делается, интересно. Но при этом, заметьте, учится пацан хорошо, потому что, как говорят родители, схватывает все на лету. А вот хлопоты маме с папой, в денежном выражении, доставляет немалые. Что ж поделать, видно судьба такая – холериком уродиться.

А вот оборотная сторона медали. Некоторым старшеклассникам неудобно стало все время деньги со своих родителей требовать, вот они и стали поступать проще. Отловит такой обалдуй пацана года на три-четыре младше, возьмет его аккуратно за ноздрю и вежливо так скажет: «Милый, завтра притаранишь в школу стольничек, а не то…».

Вот и пришел я к такому выводу: не исключено, что отсутствие культуры идет от бескультурья. Конечно, сразу и не распознаешь. Однако тут на помощь приходит педагогический опыт. Надо издать приказ по гарнизону, простите, по школе. И вопрос решен.

Тут и рассказал мне сын моих знакомых о том, что в их школе недавно во всех классах зачитали «Требования к поведению учащихся». А он, вместо того, чтобы просто послушать, взял да и записал некоторые пункты культурного поведения.

«В школу приходить не позже 8.20».

«В школьном здании не допускается бегать, кричать, прыгать друг на друга, валяться на полу».

«Движение учащихся по лестнице только справа».

«В верхней одежде выше первого этажа не ходить».

«Девочкам с распущенными волосами по школе ходить  нельзя. Они должны быть аккуратно заплетены».

«В случае опоздания на урок установить допуск на него только со стороны администрации».

Меня несколько смущает диалектный оборот «допуск со стороны администрации», а так все правильно. И «прыгать друг на друга», и «валяться на полу» нельзя. И на занятия лучше приходить к началу, а не потом. Приказано вести себя культурно и нечего тут! Ну, не понимают же детишки, что им же культуры желают.

Спросил я у своего больно умного малого знакомого, а сколько всего пунктов им зачитали? Оказалось, этот меморандум потянул на 52 (!) пункта.

Вот и стал я продозревать, что руководствуясь этими документами, различными нововведениями, в некоторых школах пытаются шагнуть из слаборазвитых пещер палеолита сразу в очень интеллектуальный XXI век. Причем, без учета нашего промежуточного умственного развития.

И что любопытно, ни один из этих 52 пунктов поведения учащихся не вызывает сам по себе сомнения. Я могу привести еще 525 пунктов, как вести себя культурно. Но, понимаете, это не «пункты», а будничная жизнь, которую мы ведем от самого рождения. Я что-то не припомню случая, чтобы культура расцвела по приказу. А вы?

…Нас никто не обучит культуре, если мы друг друга не обучим. А тут еще борзописцы всякие появились, на инопланетян похожие, ибо ничего в нашем деле, как оказалось, не понимают. И сомневаются они в искренности нашего наболевшего вопроса: «Мы хочем быть культурными или не хочем?». Вот уж еще и с этими намаемся.

 

Егор ИСТОМИН