Наталья ПЕТРОВА – директор управляющей компании, в ведении которой находятся десять многоквартирных домов и нежилые объекты. В сферу жилищно-коммунального хозяйства она когда-то пришла от отчаяния.

– Наш дом был в безобразном состоянии. Зимой мы замерзали, в квартире было от силы пятнадцать градусов, в угловой комнате – вообще восемь. В подъездах – мрак, хоть глаз выколи, пользовались сотовым телефоном как фонариком. Однажды под Новый год кого-то вырвало в подъезде, так эта гадость сохла без уборки до марта!

Конечно, мы ходили в свою управляющую компанию, подавали заявки, обращались в надзорные органы, стучались во все инстанции. Столько бумаги исписали – и хоть бы что, все бесполезно. А тут еще над моей квартирой протекла кровля. Два года билась, чтобы ее отремонтировали. И постоянно в управляющей компании наталкивалась на хамство и пренебрежение. «Вы оплачиваете жилищные услуги?» – только это их интересовало. А я как раз была протестным неплательщиком: «За что вам платить? За холод в квартире, протекающую крышу, за темень и грязь в подъезде?!» Последней каплей стал кусок штукатурки, упавший ночью мне на голову.

Тогда у меня был тяжелый период в жизни: я заболела раком, получала тяжелое лечение. Дали инвалидность,  сидела дома и изучала нормативную базу жилищно-коммунального хозяйства в надежде призвать свою «управляйку» к ответу. Вдоль и поперек проштудировала юридическую подоплеку. И вдруг подумала: «А почему бы не организовать свою управляющую компанию?» Поделилась идеей с друзьями, они поддержали: «Давай, у тебя все получится!» Чтобы выйти на рынок, мне пришлось заложить квартиру. Но я рискнула.

– И сразу взяли свой дом?

– Нет, далеко не сразу. Соседи тогда мне не доверились. Так что мы пришли на ГРЭС. Там был дом, жильцы которого тоже отчаялись бороться со своей компанией. Они решились заключить договор с нами по принципу «хуже уже не будет». И мы стали управлять этим домом. Дальше – больше, стали приходить жильцы других зданий. А два года назад, наконец-то, и мой дом решился.

– Что изменилось?

– Сейчас у нас всегда тепло зимой, чисто в подъезде и во дворе круглый год, первые этажи больше не топит канализацией. Везде светодиодное освещение и видеонаблюдение. В любом доме должно быть тепло, сухо, светло и чисто — это базовый уровень.

– Вы сказали: «Мы пришли». Это кто? И я полагаю, сначала было трудно?

– Коллектив начал складываться сразу, у нас командная работа, по-другому быть не может. И поначалу было дико сложно. Задержки зарплаты, отсутствие опыта, работа, работа и еще раз работа.

– Сколько потребовалось на выравнивание ситуации?

– Около года.

– Вы по образованию филолог. Почему вдруг жилищно-коммунальное хозяйство?

– Тут вот в чем дело. Я прежде всего житель многоквартирного дома, который прошел все круги жилищно-коммунального ада. И сейчас, будучи директором УК, всегда на стороне потребителя. Хозяева в доме – собственники жилья, а управляющая компания – это обслуживающий персонал. Нам доверили управление домом, мы получаем за это зарплату и должны выполнять свои обязанности на сто процентов. Как иначе-то? Я присутствую в ватсап-группах домов, и, уж поверьте, жильцы расслабиться  не дают. Так что самое главное, на мой взгляд, это находить грамотные инженерные решения и постоянно работать с людьми.

– Инженерные решения – это что? Можно пример из реальной жизни?

– Например, энергосервис. В 2016 году мы оборудовали одну бойлерную индивидуальным тепловым пунктом. Дом перестал зависеть от температурного графика котельной, система регулирует подачу тепла автоматически, отзываясь на каждое потепление-похолодание. За год получилась хорошая экономия, за счет чего в 2017 году мы с согласия жителей компенсировали свои достаточно серьезные затраты. А в этом году экономия пойдет уже непосредственно собственникам и составит, по предварительным расчетам, более двухсот рублей на квадратный метр. Это отличный результат!

– Знаю, что вы постоянно проводите консультации для потребителей

– Да, очень бы хотелось, чтобы люди стали более грамотными в этой сфере: знали свои права и обязанности, участвовали в жизни дома. Ведь многие, к сожалению, до сих пор надеются на мэрию, управы, другие структуры, не понимая, что, увы, государство их тихой сапой банально «кинуло». Доведя за десятки лет общедомовое имущество до плачевного состояния, широким жестом отдало его людям: берите, пользуйтесь, восстанавливайте, причем за свой счет.

– Зачем мне быть уж очень грамотной в этом деле? Изучать, куда какая задвижка идет?

– Нет, конечно. Но вот смотрите. Когда-то нам доставались сапоги с отваливающимися каблуками и бракованные телевизоры, а продавцы только разводили руками. И мы учились отстаивать свои права потребителя. Помните, сколько было публикаций на данную тему? Теперь подавляющее большинство покупателей прекрасно знает, куда и к кому обратиться с некачественным товаром: Роспотребнадзор, экспертиза, отдел торговли и прочее. Так вот, собственник квартиры должен стать грамотным потребителем, чтобы и дом его был в полном порядке.

– Наталья, давайте отдохнем от жилищно-коммунального хозяйства. Чем любите заниматься в свободное время?

– Много чем. Может, я сумасшедшая, но сейчас уже готовлюсь к Новому году – вышиваю бисером подарки. Страсть к рукоделию у меня от бабушки, которая и в восемьдесят лет плела из бисера красивые украшения. Я до сих пор постоянно ношу сотворенные ею ожерелья, для меня это настоящие обереги.

Еще люблю готовить. Все наши семейные праздники имеют ярко выраженную гастрономическую направленность.

– Любимые писатели есть?

– Это ужасный вопрос для человека, постоянно читающего. В нашей домашней библиотеке более тысячи томов, и в семье многолетние традиции домашнего чтения. Вот любимого поэта сразу могу назвать – Бродский, конечно.

– Спасибо за беседу! Процветания вашей компании на благо жильцов!

 

Ирина ЕЛИСЕЕВА