ОТ  ЧЕГО зависит качество образования?  Вы скажете: «От учителя…». Нет, от вашего кошелька. Будут деньги – и  дитё получит хорошее образование, нет – что ж… На нет и суда нет.

Для  богатеньких, которые учатся в элитных школах,  с их крутыми ноутбуками,  очень сильным интернетом  самоизоляция – благо.  Дома – все условия, учителя – не задёрганные (в обычных школах количество учеников в классе доходит до 37). Педагог видит перед собой всех учеников, напрягаться особо не нужно, так как после него  индивидуально будут работать репетиторы за большие деньги.

С какими знаниями выйдут после карантина обычные дети? Думаю, большого ума не надо, чтобы догадаться, на чьей стороне окажется чаша весов. Но эта проблема неравенства, согласитесь, началась давным-давно.

В советское время, где-то начиная с шестидесятых годов, начали открываться классы с определенным уклоном – туда попадали, пройдя несколько проверочных работ. В таких классах было меньше учеников, с ними занимались и после уроков, внимание уделялось основным классическим предметам. А остальные получали обычное образование, где нас учили всему: и пению, и рисованию, даже делать табуретки и т. п.

Но мы ухитрялись поступать туда, куда хотели. Могли переориентироваться  и сдать экзамены в совершенно другой области знаний. Например, приехать в большой город, подготовившись по математике, а потом, сами не зная, как это получилось, стать студентом гуманитарного вуза. Низкий поклон за это нашим советским учителям, сумевшим дать всесторонние знания.

 

ТАК БЫЛО в наше время. Теперь классы с углублением есть в каждой школе, и беда тем, кто не смог пройти ни в один из них. Эти детишки словно становятся изгоями. Если в классах с углублением урок математики длится, к примеру, на час больше, то в обычных изучают всё на свете, но классические предметы – строго  определенное время.

Вроде бы, мелочь. Давайте подсчитаем. За год один лишний час – это 34 урока. С пятого по восьмой класс – 136. В старших  углубленных классах часы прибавляют, добавьте факультативы…

И вы скажете, что не нарушается основной закон Конституции о праве на образование?  Неполноценность системы образования, как рентген, высветила эпидемия. Кто обеспечит четверых детей многодетной мамы качественным интернетом и компьютером на каждого ребёнка? А урок музыки? Учительница благодарила за помощь родителей. Интересно, откуда нашлись такие грамотные музыкально родители? Понятно – из интернета.

Для примера. Тема «Образы борьбы и победы в искусстве». Приписка снизу: «Обязательно».

«Симфония №5. Людвиг Ван Бетховен. Она посвящена судьбе земли, судьбе человечества».  Вроде, то, о чем говорит автор, уже озвучено, но тут же дается задание: «Подумайте, о чем с нами говорит автор?»  Дальше предлагается «составить анализ произведения по форме». Среди прочего есть такой ориентир – «динамика (громкость)». А что говорит словарь об этом термине? Раздел  механики. Состояние  движения, ход развития, изменение какого-л. явления… Прямо скажем, не очень грамотное задание. Далее приводится стихотворение Рождественского о Бетховене. Где тут сам пятиклассник?  Может, ему лучше послушать музыку и самому рассказать о своем восприятии? Пусть будет коряво, не очень грамотно, зато он сам его сделает – а это лучше всего.

 

КАЖДЫЙ УЧИТЕЛЬ даёт максимум домашней работы, не учитывая другие предметы. Все стараются, в итоге – слёзы, ежедневная пытка и детей, и родителей.

Талантливые дети обычно созревают позднее. Ещё неизвестно, какими яркими личностями они станут. Просто им нужно дать время и качественное обучение, чего мы собственного ребёнка лишаем, пытаясь судорожно сделать, переписать из интернета –  лишь бы выполнить. Оглянитесь, немножко подумайте: механически гоняясь за выполнением домашних заданий, вы губите своего ребёнка – делаете из него такого же раба, как вы сами. Почему бы не возмутиться и не осадить  нерадивых учителей  и вышестоящих работников образования?

Я предлагаю оставить основные предметы. Большие классы разделить на группы, в младших классах можно сначала обучать родителей (кстати, в советское время такая практика была – весьма успешная), а потом требовать выполнения дозированных домашних заданий.

Родители, хватит списывать с интернета! Ребёнок должен работать сам.  Пускай с ошибками, но сам. Тогда и учитель поймёт, в чём затрудняется школьник. Надеюсь, что каждый думающий педагог старается работать над пробелами в знаниях своих учеников. Возможно, кое-кому не грех повторить и таблицу умножения. А музыкой и шитьём займутся потом… Зачем чересчур усложнять и без того экстремальную из-за самоизоляции жизнь людей? Нужна не формальная, а настоящая, кропотливая работа, если мы думаем о будущем нашей любимой страны.

 

P.S. Написала эту статью, потому что надоели мат и стенания родителей по поводу учёбы отпрысков в интернете. Возмущаются, показывают «кукиш в рукавицах»… Хотя, на мой взгляд, не хватает открытого честного разговора с Министерством образования. Там ведь тоже неравнодушные и адекватные люди работают. Так что будущее ребёнка – в ваших руках.

 

Инна НИКИТИНА