На дороге жизни у каждого человека появляется указатель, которым отмечен судьбоносный поворот. Заметишь его, не побоишься сделать первый шаг, и тогда выйдешь на свою стезю, определишь жизненный путь, отыщешь призвание. Керамист и преподаватель Сардана ДАВААСЕНГЭ однажды решилась на такой шаг. Несмотря на трудности и непростой период становления в профессии, она осталась верна своему выбору. И со временем поняла – именно он сделал её счастливой.

 

Рождённая в любви и преодолении

В конце 60-х годов — эпоху мечтаний и ожидания перемен в Институте культуры Улан-Удэ встретились студентка из холодной Якутии Раиса Терентьева и юноша из Монголии Сурэн Даваасенге. Молодые люди полюбили друг друга, поженились, и по окончании вуза якутянка отправилась за любимым в чужую страну. Но спустя год обстоятельства вынудили молодожёнов расстаться. Раиса Дмитриевна вернулась на родину. А молодого специалиста Сурэна Сангеевича обязали отработать три года на благо родной страны согласно постановлению компартии. Три года! Целая вечность для влюблённых.

Но любовь, как известно, не знает преград. Выполнив трёхлетнюю норму за год, монгольский гражданин перебрался в наш суровый край. А 31 октября 1971 года у пары родилась дочь Сардана.

Грязь месить? С удовольствием!

Преподаватель Якутского художественного колледжа Сардана Сурэновна Даваасенгэ сегодня является одним из самых любимых студенческих наставников. Она рассказывает ученикам о свойствах глины, объясняет, как в неживой материал вдохнуть жизнь, сделать из бесформенного куска произведение искусства. И будущие керамисты с удовольствием перенимают мастерство учителя. Ученики чувствуют, что их преподаватель любит свой предмет, знает о нем всё.

Но были времена, когда недавняя выпускница отделения живописи ЯХУ Сардана Даваасенгэ слыхом не слыхала о керамике и не представляла, что посвятит этому направлению свою жизнь.

— В те времена в республике керамика была совершенно не развита. Фабрика «Сардана» выпускала только цветочные горшки. Другого керамического производства у нас не было, — рассказывает Сардана Сурэновна. — Но на первом курсе Сибирского института искусств (г.Красноярск) я познакомилась со студентами керамического отделения. И открыла новый мир! Я была восхищена тем, какие красивые вещи можно делать из глины. Не просто восхищена, мне захотелось самой создавать такую красоту.

Это открытие стало для молодой художницы поворотным моментом в жизни. «Ты что, хочешь всю жизнь грязь месить?» — недоверчиво спрашивали знакомые. «С удовольствием!» — отвечала студентка Давасенге.

Но одного желания мало. Для перевода на декоративно-прикладное  отделение требовалось сдать дополнительные дисциплины, переоформить документы. Ох, уж эта бюрократическая волокита! Однако и это было не самым сложным. Новоявленной керамистке нужно было освоить навыки гончара. С нуля и за короткий срок. Кто хочет — ищет возможности. Азы нового направления помогли понять подруги-керамистки. Девушки занимались в свободное время, и Сардана в кратчайшие сроки овладела необходимыми навыками.

 

«Встречайте! Я приехала!»

Пять студенческих лет миновали быстро, и вот, окрылённая новой профессией, переполняемая планами, дипломированный керамист Сардана Давасенге вернулась в родной город. Уже были намечены первые шаги — работа на новом предприятии по изготовлению сувениров. Но… оказалось, что маленький цех закрылся под грузом нерентабельности.

— Я летела домой, как на крыльях. Казалось, меня будут встречать с распростёртыми объятиями. Не тут-то было. Встал вопрос: что дальше? По моему профилю в городе не было ничего. Чтобы как-то себя реализовать, я пошла преподавателем в Якутский индустриальный колледж, где директор хотел открыть отделение декоративной керамики. Устроилась с энтузиазмом, мечтала учить студентов внедрять керамический декор в интерьеры. Ждала полгода, приходила почти каждый день, но работа так и не началась. И я осталась не у дел.

 

Сомнения

Чтобы не простаивать, выпускница организовала ИП по производству сувениров. Взяла в аренду печи, разработала эскизы, начала выпускать первые партии, представляла их на выставках-ярмарках. Продукцию очень хвалили, подолгу рассматривали, но… не покупали. Цена за эксклюзивные вещицы казалась посетителям ярмарок слишком высокой, в особенности, в сравнении с дешёвым китайским ширпотребом.

— Сейчас времена изменились. Hand-made стал высоко цениться, появились любители авторской керамики. За счёт интернета в сотни, тысячи раз увеличился рынок. Но тогда моими сувенирами только любовались. Регулярного сбыта не было, а за аренду помещения нужно платить было стабильно. Естественно, моё сувенирное производство не выдержало рыночных условий. Было много переживаний, но всё же пришлось закрыться.

Первые неудачи заметно повлияли на энтузиазм молодого специалиста. Терзали сомнения. «То ли направление я выбрала?» — с грустью и тревогой думала по вечерам Сардана. — «Тому ли делу посвятила свою жизнь?»

Однако вера в себя и свою мечту не даёт опускать крыльев. Стремление работать по специальности привело Сардану в НИИ неметаллических материалов СО РАН, в цех стройматериалов, где развивалось направление декоративной керамики. Девушка работала технологом, а параллельно подрабатывала педагогом по спецдисциплинам в Арктическом институте культуры и искусств. День за днём, шаг за шагом её мечта становилась реальностью.

 

Не боги горшки обжигают!

Прошло шесть лет. И однажды раздался звонок из родного Якутского художественного училища с приглашением начать преподавательскую деятельность по Сарданиному направлению в стенах родной alma mater.

Открытие керамического отделения стало новой вехой в профессиональной деятельности Сарданы Даваасенгэ. Первые её студенты были «отказниками» — прежний преподаватель считал, что научить «этих бездарей» ничему не возможно. Но Сардана Сурэновна убеждена: индивидуальный педагогический подход, терпение, личная профессиональная грамотность способны на настоящие чудеса. В итоге, каждый студент из того первого набора впоследствии защитил  диплом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И вот уже Сардана Сурэновна готовит к выпуску вторую группу. Седьмой год она преподаёт декоративно-прикладную керамику якутским студентам, и теперь её уверенность в правильном выборе стези крепка, как обожжённая глина.

— С каждым годом профессия керамиста становится всё более востребованной. Художественная керамика победоносно входит в нашу жизнь. Поэтому нынешние студенты могут быть уверены в своём будущем. Для них всегда найдётся работа, которая будет приносить и удовольствие и, что немаловажно, доход.

Конечно, якутские реалии до сих пор вносят свои коррективы в развитие керамического производства. Ведь для того, чтобы изготавливать посуду в промышленных масштабах в республики, нужно идеальное сырьё и дорогое оборудование. Поэтому местные производители закупают готовую посуду в Китае, ограничиваясь лишь её оформлением в национальном стиле. Основным тормозящим фактором является местный материал — глина, работу с которой можно приравнять к героизму. Как изменить ситуацию?

— На самом деле, в Якутии много видов глины. Пока мы работаем с двумя из них, но, возможно, родная земля готова подарить нам хороший материал. Главное, его найти. Поэтому у меня есть мечта отправиться в экспедицию с целью изучить здешние глины, а затем написать пособие по особенностям местного сырья. Думаю, такой труд был бы чрезвычайно полезен нынешним и будущим керамистам. Дело это непростое, конечно. Но, как говорится, не боги горшки обжигают.

Сардана Сурэновна продолжает преподавательскую деятельность в Якутском художественном колледже им. П.П.Романова. Кроме этого, она активно участвует в выставках и ярмарках местных мастеров-прикладников.

— Теперь мои изделия покупают хорошо. А знакомые с удовольствием принимают их в качестве подарков. Наверное, поэтому собрать два десятка работ для подачи заявления в Союз художников Якутии мне сложно. Расходятся, как горячие пирожки! Я, признаться, очень рада этому. Моё творчество востребовано, а для художника это — настоящее счастье. Теперь я уверена, надо всегда верить в себя, самой лепить свою судьбу.

 

София ПШЕННИКОВА