74 года назад, в апреле 1946 года, в Якутске окончательно свернули свою деятельность штаб 1-й перегоночной авиадивизии и Управление воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль, легендарный АЛСИБ. При этом только с ветром перемен, в начале 90-х, в российских СМИ стали появляться первые сведения об одной из малоизвестных страниц войны — самоотверженной работе советских людей и американцев по созданию и эксплуатации арктической авиатрассы Аляска – Сибирь, представляющей собой воздушный мост из США через Берингов пролив в СССР.

 

АЛСИБ действовал непрерывно в течение 1942–1945 гг. и по нему на основе соглашения по ленд-лизу перегонялась американская боевая техника. Самолёты доставлялись американцами от авиационных заводов, расположенных на севере США, до Фэрбенкса, где их принимали уже советские лётчики. Далее полёт проходил по маршруту: Ном – Уэлькаль – Марково – Сеймчан – Оймякон – Хандыга – Якутск – Олёкминск – Киренск – Нижнеилимск – Красноярск. Административным центром трассы был выбран Якутск. Здесь размещались штаб 1-й перегоночной авиадивизии и Управление воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль. Здесь же базировались 4-й перегоночный и 8-й транспортный авиаполки.

 

Трасса Сталина – Рузвельта

Немногие, наверное, знают, что такое ленд-лиз. Это система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны. Закон о Ленд-лизе (от англ. Lend-lease — давать взаймы в аренду) принят Конгрессом США 11 марта 1941 года. Первоначально срок поставок по ленд-лизу был установлен до 30 июня 1943 года, затем ежегодно продлевался. Заявление о прекращении поставок сделано правительством США 21 августа 1945 года.

Выпущены десятки книг, воспоминаний ветеранов о легендарном АЛСИБе, и всё же история освоения этой секретной трассы Сталина – Рузвельта таит в себе ещё немало неизвестных страниц. Одна из них была раскрыта энтузиастами-краеведами. Поисково-исследовательская группа в составе Александра Дьяконова и Владимира Попова обнаружила в районе Авиагруппы столицы республики дом, обладающий историко-культурной ценностью. Как оказалось, в годы войны в нём проживал командный состав перегоночной трассы и лётчики 4-го перегоночного авиаполка. Позднее по адресу: ул. Кальвица, 2/4 располагалось общежитие инженерно-технических работников Якутского управления гражданской авиации.

На взгляд специалистов, дом этот имел замечательную архитектуру, историю и вполне был достоин остаться в памяти потомков. В отличие от перестроенного в общежитие и сгоревшего несколько лет назад клуба перегоночной авиадивизии, который находился недалеко от здания ИТР, дом на то время неплохо сохранился, и его вполне можно было отреставрировать. Он имел на фронтоне чердака интересное оконце в виде восьмиконечной звезды. Такая же звезда расположена на здании штаба авиаперегоночной трассы по улице Гагарина, 8 в аэропорту.

 

Улица имени Кальвица в Якутске в годы войны.
На заднем плане виден дом комсостава АЛСИБа.

Якутск — столица АЛСИБа

Штаб и дом комсостава северной трассы, наверняка, строились одними и теми же плотниками, так как они очень похожи друг на друга. В доме на Кальвица проживал командир 1-й перегоночной авиадивизии Герой Советского Союза полковник Илья Мазурук. Отметим, что Илья Павлович получил звание Героя ещё в 1937 году  в качестве командира самолёта ТБ-3. Полярный лётчик участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс–1». За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого важного правительственного задания, ему и была вручена золотая звезда Героя с вручением ордена Ленина.

 

Герой Советского Союза Илья Мазурук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что касается АЛСИБа, то плотная работа по нему началась осенью 1941 года. 9 октября Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве ВТКУ — воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль, обязав Аэрофлот и местные хозяйственные организации Восточной Сибири в кратчайший срок обеспечить строительство авиалинии. На основании этого постановления Совнарком ЯАССР 12 октября принял решение «немедленно приступить и закончить к 1 декабря 1941 года строительство аэродромов в городах Якутске, Алдане и Олёкминске». Районным руководителям предлагалось мобилизовать население для выполнения работ, чтобы ежедневно на строительстве каждого аэродрома работало не менее 300 человек. Правительство республики держало под особым контролем ход строительства и реконструкцию аэродромов.

По словам известного публициста, летописца истории авиации Якутии Ивана Негенбли, в распоряжение Управления ВТКУ была откомандирована группа специалистов Якутской авиагруппы, среди которых были пилот, впоследствии Герой Социалистического труда Валерий Кузьмин, авиатехники Митраков, Сдобников и другие.  Якутский аэропорт, в довоенное время пригодный для обслуживания, приёма и выпуска только самолётов лёгких типов, был коренным образом расширен. Для эксплуатации тяжёлых транспортных и боевых самолетов возвели много объектов технологического и бытового назначения. Всего на трассе за годы войны в трудных погодных условиях было построено и оборудовано 26 аэродромов и 274 деревянных здания и сооружения. К осени 1942 года на огромном пространстве между Уэлькалем на Чукотке и Красноярском в небывало сжатые сроки, всего за 10 месяцев, были закончены строительство и реконструкция 16 аэродромов.

 

Американские посылки

27 мая 1944 года по трассе АЛСИБ в Якутск прибыл вице-президент США Генри Уоллес. Он следовал с визитом в Москву, но остановился в нашем городе, причём, на целых четыре дня. Как свидетельствуют документы Национального архива РС(Я) и заметки в газете «Социалистическая Якутия», он посетил краеведческий музей, библиотеку имени А.С.Пушкина, школу № 8, клуб НКВД, селекционную станцию в Покровске. Судя по всему, господин вице-президент своим пребыванием в ЯАССР остался доволен.

Но вот на что обращаешь внимание. После его визита стали распространяться слухи о том, что Якутию отдадут Соединенным Штатам, как при царе отдали Аляску. При этом было достоверно известно, что ни Уоллес, ни один человек из его свиты ничего подобного не говорили, никто из американцев не распространял печатных материалов с претензиями на Якутию.

«По архивным документам, Национальным комиссариатом гоударственной безопасности ЯАССР было выявлено и арестовано пять человек, — поделился своими фактами историк-публицист Евгений Копылов. — Выяснилось, что двое из них, рабочий Якутской ЦЭС Ворошин и рабочий треста «Якутпромстрой» Бухаров, вели такие разговоры из-за своей малограмотности. Ворошин воспринял визит Уоллеса как инспекционный объезд будущих американских владений. Но другие задержанные вели злонамеренную агитацию.

К примеру, плотник Фёдор Бихель (1887 г.р., проживавший в Булунском районе, ещё с 1943 года «убеждал о предстоящей передаче Якутии Америке», уверял, что будут восстановлены дореволюционные порядки, и оборвал провод радиорепродуктора, не желая слушать сводки Совинформбюро. Эвельсон (1891 г.р., из семьи торговца, малограмотен, рабочий, прежде не судим) из Аллах-Юньского района пророчествовал более трезво: «предсказывал вооружённое столкновение СССР с Америкой и желал Якутию зависимой экономически от Америки». Германию с Гитлером не восхвалял, но власть советскую ругал нещадно.

Эстонец Мюрк (1907 г.р., из рабочих, беспартийный, малограмотен, семейный, не судим, отец троих детей, плотник) в посёлке Эльдикан Аллах-Юньского района с 1944 г. «высказывал экономическое и территориальное отторжение Якутии от Советского Союза во владение Америки» и хвалил жизнь на оккупированной немцами территории. Всех арестованных осудили за контрреволюционную агитацию, однако Ворошина и Бухарова летом 1945 года амнистировали в честь победы над фашистской Германией».

Такие слухи зарождались под впечатлением от перегона американских самолётов из Аляски, появления ленд-лизовских продуктов и грузовиков «Студебеккер», посылок американского «Общества содействия дружбе с советским народом» с высококачественной одеждой и обувью для наших инвалидов войны. И не только.

Моя мама, будучи в годы войны студенткой пединститута, вспоминала: «Американская мука была такая белая-белая, очень лёгкая, как пух. И мясные консервы были очень вкусные. А к нам на танцы приходили лётчики из перегоночной дивизии. Возникло даже несколько семейных пар… Жили они по нынешней улице имени Кальвица в прекрасных для того времени домах, в закрытом из-за секретности районе, который потом назвали Авиагруппа».

Добавим, что с 1944 года в Русском драмтеатре шла пьеса «Дорога в Нью-Йорк», которую в 1946-м после известных событий признали «антихудожественной и безыдейной».

Слухи о передаче Якутии Америке в какой-то степени могли быть нейтрализованы выступлением наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова, возвращавшегося после визита Уоллеса из Сан-Франциско тоже по линии АЛСИБа. Но Молотов, в отличие от американского дипломата, по клубам не ездил и по школам не ходил, хотя, конечно, от него ждали речи о международном положении.

И это опять же было кое-кем воспринято как признак грядущей передачи Якутии США. Он выступил лишь перед командованием 1-й перегоночной авиадивизии, коллективом весьма закрытым и жившим практически автономно от всего якутского населения.

 

В небе «Аэрокобра»

Весной 1946 года перегоночная трасса Аляска – Сибирь прекратила свою деятельность. Многие после войны остались в Якутии и составили костяк личного состава Якутского Управления гражданской авиации. Лётчики-перегонщики Валерий Львович Браташ, Валерий Ильич Кузьмин, Николай Михайлович Сладков и Юрий Петрович Яковлев первыми из якутян стали заслуженными пилотами СССР. В наследство от трассы Якутии осталась разветвленная сеть хорошо оборудованных аэродромов с полным комплектом наземных радионавигационных средств.

Героизм тружеников трассы Аляска –  Сибирь получил высокую оценку — Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени, а многие офицеры и солдаты — орденами и медалями.

В октябре 1992 года, в честь 50-летия начала полётов по трассе, в Якутском аэропорту был открыт мемориал памяти погибших перегонщиков. В центре его высится увенчанная стилизованной птицей в полёте стела. От неё идёт аллея к площадке, по периметру которой установлено восемь плит с именами 115 лётчиков, погибших на трассе. Здесь же покоится прах экипажа бомбардировщика Б-25, потерпевшего катастрофу в районе посёлка Жатай 7 мая 1943 года. Завершением мемориала стал установленный макет истребителя Р-39 «Аэрокобра» в натуральную величину — одного из самых массовых «ленд-лизовских» самолётов.

 

Георгий СПИРИДОНОВ