Детство – дивная пора,

Когда мир в твоей ладошке

Умещается, с утра

Солнцем радуя в окошке…

 

Это строки из стихотворения поэта Валентина Егорова. А действительно ли для современных детей эта пора дивная? Детство должно быть удивительным, радостным, безоблачным. В идеале хотелось бы, чтобы оно было таковым.

Но с чем наши дети сталкиваются в реальности? Ежегодные муниципальные и всероссийские проверочные работы по нескольким предметам, итоговая государственная аттестация в форме ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ – в 11-м.  И с каждым годом обязательных для сдачи предметов становится всё больше, задания усложняются. А выпускники вместо каникул посещают консультации по подготовке к экзаменам.

Ребёнок постоянно испытывает давление и со стороны учителей, и со стороны родителей. Школа для него становится агрессивной средой, куда идти не хочется.

Часто можно услышать, что сдать ЕГЭ просто, что задания составлены в соответствии со школьной программой и рассчитаны на среднего ученика. Министр просвещения обвиняет учителей в том, что они натаскивают детей на ОГЭ, ЕГЭ, и заявляет – без специальной подготовки каждый выпускник способен их сдать.

Я, филолог по образованию, ради интереса зашла на сайт Федерального института педагогических исследований, просмотрела задания, которые предлагаются на ЕГЭ по русскому языку, и пришла в ужас. Оказывается, наши выпускники должны разбираться в видах грамматических ошибок, уметь находить эти ошибки в предложениях. Я всегда считала, что это обязанность учителя русского языка, а не ученика.

Также дети должны знать, что такое «паронимы», «плеоназмы», «парцелляция», «анафора», «эпифора», «метонимия», «синтаксический параллелизм». Помните ли вы такие термины из школьной программы? Даже не трудитесь вспоминать. Ни в одном учебнике по русскому языку вы их не найдёте. А выпускник без специальной подготовки знать их обязан. Причём каждый выпускник средней школы, потому что русский язык сдают  обязательно и он нужен при поступлении  во все вузы.

Однажды услышала от учителя математики: «Да что там не сдать русский язык? На нём все говорят, слышат русскую речь постоянно. Вот математику сдать сложно». Но математика разделяется на базовый и профильный уровни. И если ребёнок после школы решит поступать на филологический факультет, он сможет сдать лёгкую базовую математику. А будущему физику придётся разбираться в ненужных ему «парцелляции» и «метонимии». Не всё так просто, как кажется.

Я как родитель будущих выпускников уже беспокоюсь, смогут ли они качественно сдать выпускные экзамены. Надежда только на учителей, на их неравнодушное отношение, терпение и добросовестность.

Нам, выпускникам 90-х годов,  экзамены не казались чем-то страшным и непреодолимым. Для нас они были праздником. Я помню цветы на столе учителя на сочинении по литературе, которое писали шесть часов с перерывом на обед. Наши родители так суетились, стараясь  вкусно накормить, подбадривали улыбками. Экзамены никому не были в тягость. Сочинение было таким же, какие регулярно писали на уроках.

У нас оставалось время и на игры во дворе, и на любование первыми подснежниками и проходящим по реке ледоходом. У нас было детство – дивная пора.

Очень жалко нынешних детей, у которых детство отнимают.

 Анна РЕШЕТНИКОВА

 

ЗА

Ольга ВАСИЛЬЕВА, министр просвещения Российской Федерации

■ Одномоментное тестирование служит как выпускным, так и вступительным экзаменом, что является безоговорочным позитивным моментом для абитуриентов.

■ В вузах увеличилось число поступивших из регионов, что позитивно сказалось на общем уровне подготовленности студентов, так как талантливые школьники из регионов могут получать образование наравне с городскими выпускниками.

■ Данный подход универсален для разных детей, поскольку даёт возможность проявить свои знания тем, кто склонен к детализации во время ответов, и тем, кто теряется от необходимости разъяснять ход своих мыслей.

■ Такая форма вступительных экзаменов является идеальной платформой для искоренения коррупционных схем во время поступления

 

ПРОТИВ

Сергей РУКШИН, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

■ Выпускники часто проявляют неспособность понять общую картину по определённой теме, так как образование полностью направлено на формирование умения учеников давать единичные ответы на тестовые задания.

■ Школьники не прилагают усилий для успешного освоения тех мест в программе, которые не включены в задания.

■ Структура самих экзаменов довольно сложная, что отбивает у детей охоту поступать в вузы – это подтверждают статистические данные.

■ Итоговые баллы нередко вынуждают выпускников поступать в те учебные учреждения, для которых их балл является проходным. Такая система приводит к тому, что человек приобретает не ту специальность, которую он желал бы получить.