Осенью 2018 года Мира Аргунова, представила в Якутске персональную выставку «Сияние Азии» и удостоилась звания лауреата престижной премии имени Валериана Васильева «Весна в декабре».

Независимый профессиональный конкурс, посвященный памяти выдающегося графика Валериана Васильева,  проходит  в Арт-галерее «Ургэл» каждые два года в течение уже 20 лет. В этом году в экспозиции приняло участие более полусотни молодых художников, представивших живопись, графику и произведения декоративно-прикладного искусства. Премию поддержали Фонд «Баргарыы», успешный предприниматель, лауреат премии им В.Р. Васильева за 2003 год Вячеслав Яроев, администрация Мегино-Кангаласского улуса и Арт-галерея «Ургэл».м

– «Весна в декабре» – серьезное профессиональное признание. Среди лауреатов — такие известные художники и скульпторы, как Туйаара Шапошникова, Николай Чоччасов, Семен Луканси и Иннокентий Корякин. Какие работы вы представили на конкурс?

–  Я представила три работы: картину «Юноша с гитарой», которая как раз вернулась с региональной выставки в Петропавловске-Камчатском; диптих «Сокровища Арктики», удостоенный диплома второй степени в номинации «Реалистичная живопись» на Международной триеннале «Арктический хронотоп», и новую многофигурную картину, которую я написала специально для «Весны».

В прошлом году с моим участием прошло 14 выставок, в том числе  республиканская, две региональные, две международные и три персональные. Я бесконечно благодарна Арт-галерее «Ургэл» и Союзу художников Якутии, а также всем, кто меня поддерживает.

– Новая картина не оставляет равнодушной. Что вас вдохновило?

– Произведение Джеймса Джойса «Улисс».

– Считается, что полностью понять  роман может личность с достаточно широким философским мировоззрением и глубокой эрудицией. Наверно, заложенный в картине посыл открывается не каждому?

– Действительно, все воспринимают картину по-своему. Каждому видится то, что ближе ему. Порой удивительно, насколько разные возникают интерпретации.

– По мнению некоторых искусствоведов, в вопросе оценки художественного полотна, помимо живописной техники и мастерства исполнения, важна и вариативность трактовок. Что важнее для вас: цвет, композиция, замысел?..

– Считаю, что в основе, конечно, мысль, которую художник сообщает миру, его жизненная миссия. Все подчиняется ей. Символичными могут быть и цвет, и композиция. Поэтому главная характеристика каждого художника, помимо таланта и трудолюбия, — его интеллект. В произведениях больших мастеров нет ни одного случайного мазка — все служит созданию общей симфонии. Профессионал может владеть разными техниками и работать в разных стилях — как Пикассо или Дюрер. Важно — что он передает миру.

Я хочу запечатлеть на полотне эфемерную ускользающую красоту мира и поделиться ею со своим зрителем.

– Какие художники вас вдохновляют?

– Их много: Дюрер, Тициан, Рафаэль, Верещагин, Левитан…

– Вот почему вы предпочитаете писать в классической манере…

– Академическая живопись — достаточно широкое понятие. Она включает множество направлений, в том числе классическую живопись эпохи Возрождения, так называемый «суровый стиль». Думаю, импрессионизм, когда-то боровшийся с академической школой 19-го века, тоже можно с определенной условностью отнести к академической живописи. Мне она действительно импонирует, интересно исследовать разные ее направления в зависимости от поставленных творческих задач.

– Вы придерживаетесь строгих принципов в своем творчестве. Что для вас важно?

– Я пишу картины только с натуры или этюдов, написанных с натуры. Как признался один известный фотограф, фотография отражает лишь мимолетный миг. А картина — как книга, должна быть глубже, поэтому я не пишу с фотографий. Второй принцип — стараться дарить зрителю своим творчеством  радость. Как говорил великий Сократ, прежде чем что-либо сказать, спроси себя, правда ли это, нужно ли это говорить и принесет ли это радость. Стараюсь всегда задавать себе эти вопросы.

– Сейчас модными стали мастер-классы по живописи. Даете ли  такие уроки?

– Меня часто спрашивают об этом. К сожалению, пока у меня очень плотный график, все время уходит на творчество — многим еще хочу поделиться со зрителем, поэтому на постоянной основе мастер-классы не даю. Этой весной мы планируем пленэр в высокогорье. Возможно, тогда смогу дать серию мастер-классов по пленэрной живописи. Сейчас идет набор группы.

 

Елена АММОСОВА