Уважаемые родители! Вашему малышу исполнилось 12 месяцев. Остались в прошлом все волнения и тревоги первого года. И появилось ощущение гордости от маленьких, но значимых успехов.

К 12 месяцам ваша радость знает своё имя, с удовольствием играет в «ладушки-гули»; умеет самостоятельно пить из чашки и держать ложку; обозначает кивком головы утверждения: «да», «нет»; шустро ползает и самостоятельно ходит. И ещё много чего понимает и умеет. Его активность, бодрое настроение и лепет добавляют вам уверенность в себе. Эмоционально-игровой контакт с малышом есть. Похвально! Мама называет себя «заслуженной актрисой в своей квартире» и готовится к главному. Ведь  ребёнку пошёл второй год жизни — самый важный период в его психомоторном и речевом развитии.

В этом возрасте значительно увеличились возможности познания окружающего мира, заметно стало и понимание обращённой речи. Многие действия кроха уже проделывает осмысленно и выполняет несложные просьбы взрослых. Играя, ребёнок старается подражать голосам животных, может что-то повторять за родителями.

А наша задача — в момент душевного единения с ребёнком проделывать следующее: обнимайте малыша, прижимайте к своей груди и пойте протяжно и нежно с одинаковой интонацией: «Я люблю тебя…! (Я-ааа лю-ууублю-уу тебя-ааа!)». Через нескольких пропеваний малыш откликнется вам ответной похожей голосовой реакцией.

Его  лепет – предречье, ступень реализации врождённой программы подражания. Пожалуйста, не пропустите этот этап и не опоздайте, иначе у него возможна задержка речевого развития.

Ребёнок свободно ходит. Ведомый природной любознательностью, он всюду хочет побывать и всё попробовать на «зуб». Останавливать, запрещать – дело бесполезное! Ведь второй год жизни – это период его активного развития и становления личности.

Дорогие родители, сделайте всё, чтобы ребёнок в игре с радостью познавал мир, адаптировался в нем. Именно в игре расширяется и активизируется его словарный запас. Даже самые незатейливые игры формируют необходимые человеку эмоции: огорчения, сопереживания, радости… А вот неоречевлённые игры, компьютерные страшилки, убивалки, догонялки вредны!

Родители, играйте с ребёнком на ковре с искренним интересом, смотрите ему в глаза, помогайте в развитии сюжета. Наслаждайтесь каждой минутой общения. Всем детям очень нравятся неожиданные игровые сюрпризы и движущиеся предметы. Активно используйте их, и малыш будет ежедневно узнавать и запоминать новые игрушки, предметы, действия с ними, а значит активизирует речь.

Например. Вдруг откуда ни возьмись собачка прибежала: «Гав! Гав! Здравствуй! Привет! Как живете, кушаете, спите, играете?»

Побуждаем ребенка погладить собачку, обнять, угостить. Скажи ей: «Сядь! Ешь! Пей! Спи! Танцуй!»

Давай покажем собачке, как мы умеем танцевать: «Ножки топ-топ-топ, глазки хлоп-хлоп; ручки шлеп-шлеп-шлеп!» Всегда «оживляем» игрушки, животных, предметы. Даже машинки могут «говорить». Это развивает образное мышление, будоражит воображение.

В течение второго года жизни ребёнок проходит короткий путь от восприятия пестушек и стишков, где слова и движения выполняли игровую функцию, до стишков и сказок. Поэтому важно использовать те игры, которые соответствуют возрасту.

Полезно вспомнить и о пользе массажа пальчиков кистей рук и  стоп ног. В момент их проведения вся чувствительная информация и разнообразные тактильные ощущения с тела и конечностей будут поступать в головной мозг, так же как через органы зрения и слуха. Полезно давать малышу трогать предметы из разных материалов (мягкие-твёрдые, гладкие-шершавые, тяжёлые-лёгкие…).

А лучшим занятием для него  станет сбор игрушки из деталей (матрёшки, пирамидки, кубики, лего, крупная мозаика).

Подойдут имитационные движения: заячьи ушки, рога козы, ручки-крылышки.

Разговаривайте с малышом без сюсюканья, не спешите исполнять просьбы по указанному пальчиком жесту, побуждайте высказать просьбу. Вместе с ним выполняйте игровые и танцевальные движения, подбадривайте и хвалите. Не забывайте и про тактильные стимулы: поглаживание по головке, поцелуй в щёчку и, конечно же, широкие и крепкие «обнимашки-целовашки».

Уже в полтора года ребенок связывает два слова во фразу: «Ляля бух!» Это значит, что пришло время использовать книжки-малышки. Дети их охотно просматривают (и новые, и уже знакомые), с большим интересом прослушивают эмоциональное чтение мамы. Вскоре начинают договаривать за вами ударный слог, затем  слово. Таким образом, неоднократное прочтение стихов и сказок является стимулом развития речеслуховой памяти.

Уже к двум годам количество слов более 200, появляется диалог, речь становится вовлеченной в деятельность. Катание Мишки в машине сопровождается: «Би-и-и, би-и!». Идёт активное усвоение грамматических конструкций. Малыш задаёт вопросы: «Что? Кто? Эти?». А в два года вопрос: «Почему?».

Используйте любой момент для развития артикуляционной моторики: во время кормления научите показывать язычок, слизывать с ложки всё до капельки, облизывать губы, дуть на ложку с супом.

В ванной комнате, во время купания, можно провести массу интересных игр на развитие ротового выдоха: «Подуй на уточку, чтобы она уплыла от тебя!»

Бултыхание в воде – тренировка общей моторики и координации движений.

И проговаривание потешки: Кто тут будет – куп-куп?

По водичке – хлюп-хлюп!

В воду быстро – прыг-прыг!

В ванне ножкой – дрыг-дрыг!

Всем известно, каждый ребёнок обладает своим ритмом психоречевого развития. Но как бы там ни было, беспокойные мамы, знайте: если ваш малыш неконтактный, неэмоциональный, не желает проявлять интерес к играм, необходимо терпеливо, настойчиво пробуждать и поддерживать игровой интерес ребёнка и делать это на высоком эмоциональном уровне.

Дорогие любящие родители! Желаем вам успехов в развитии вашего чудо-малыша!

 

Людмила КОЛОСОВА,

клинический логопед ГАУ «Медицинский центр»