Национальное телевидение – то, без чего трудно представить жизнь якутянина. С передачи «Новый день» начинается утро, новости республики – обязательный атрибут вечера, не говоря уже о ток-шоу и авторских программах. Уютно устроившись на диване, мы привычно включаем телевизор, не особо задумываясь, какая работа за этим стоит. Предлагаем заглянуть «за кулисы» вместе с генеральным директором НВК «Саха» Олегом МАРКОВЫМ.

 

– Телевизионщики всегда подчеркивают, что главное для них – умение работать в команде. Что еще важно для создания отличного контента?

– Мы действительно часто так говорим, но самое главное, чтобы в этой самой команде был яркий лидер и вдохновитель. Речь в большей степени – о первых лицах дирекций компании, которые координируют проекты, генерируют идеи, создавая атмосферу непрерывного творчества.

– Однако, согласитесь, в каждом творческом деле неминуем кризис…

– Если вы о том, что иссякают идеи, – это неправда. Они есть всегда. К примеру, большой проект «Весна на НВК», что прошел в последний день марта. Такие мероприятия сплачивают коллектив, рождается новая энергетика, когда мы вместе думаем, создаем, работаем, чувствуя себя одной большой командой. Проводим этот праздник уже третий год.

– Интересно, как родилась идея?

– Думали всем коллективом, было много предложений… И поняли, что весна – лучшее время. Для нас, якутян, – особенно: все просыпается, люди после долгой зимы радуются теплу, солнцу…

– Любой масштабный проект – это всегда большие затраты. В минус не уходите?

– «Весна на НВК» соединил в себе интересы и телезрителей, и рекламодателей, и компании. В прошлом году у нас даже появилась возможность заняться благотворительностью: мы смогли помочь парню, который  потерял сознание, будучи на отдыхе в Корее, – тогда его молодая супруга обратилась с просьбой о помощи в соцсетях, нужны были средства на дорогостоящую операцию. Сейчас у ребят все хорошо, они ждут ребенка. В этом году пришло письмо от 12-летнего Максима из Усть-Неры, он инвалид с детства, постоянно смотрит НВК. Написал о своей мечте – работать на телевидении, попасть к нам на экскурсию. Мы связались с его мамой, выяснилось, что мальчику нужен дорогостоящий экзоскелет, – решили помочь. Сейчас семья вылетела в Волгоград для его приобретения.

– На якутском ТВ и радио у зрителей и слушателей традиционно есть свои любимцы. Как вы относитесь к авторской журналистике, в чем ее плюсы и минусы?

– Еще не так давно якутское телевидение в большей степени было авторским, все редакторы имели свои программы, вели их из года в год, болея как за компанию, так и за свое имя. Но это было оправданно, когда эфир НВК занимал два-три часа в день. Сейчас – 24, из них семь часов – собственного производства, более половины – прямые эфиры.  Формат изменился в целом – авторских передач стало меньше. Как известно, такие программы держатся на таланте одного человека и, соответственно, имеют определенную тематику. Сардаана Сивцева, например, тонко умеет раскрывать характеры женщин…

– Жаль, что нет подобной программы о мужчинах, нам бы тоже было интересно…

– Почему нет? В прямом эфире выходит программа «Эр хоhуун», где трое ведущих обсуждают только мужские темы.

– Кстати, о ведущих. В эфире молодая красавица с прекрасной дикцией, звучным голосом, но… не получается у нее сформулировать вопрос, корректно поддержать разговор, может вести себя бесцеремонно, некультурно…

– Подобное обычно происходит с новыми ведущими – с ними надо очень много работать. Два месяца назад мы начали сотрудничество с филологическим факультетом СВФУ по проведению курсов для наших работников по правильному произношению якутских слов, по общей грамотности. Очень сложно найти человека, который соединяет все необходимые для ведущего качества – хорошо образован, умеет грамотно выражать свои мысли, внешне подобающе выглядит. Таких людей надо беречь. В то же время не каждый выдержит эту работу – даже вечерние новости читать, когда на тебя смотрит вся республика… Быть популярным – это непросто.

– Помню свой мандраж, когда пригласили в качестве гостя на утренний эфир…

– Тележурналист в таких случаях как правило берет на себя роль психолога, его задача – подготовить собеседника, понять его, раскрыть… У каждого, кстати, свои, наработанные личным опытом методы. И, естественно, особенно трудно вести программы в прямом эфире, это каждый раз – стресс, сколько бы лет ты ни работал на телевидении, каким бы опытным ни был. Разговаривать приходится на абсолютно разные темы, конечно же – быть к ним готовым. Я иногда спрашиваю у своих сотрудников: «Вы помните, о чем говорили в эфире? Забудьте!» Чтобы освободить голову: новый день – новые темы.

– Как вы оцениваете техническое вооружение компании на сегодняшний день?

– Обновление происходит раз в четыре года, но в последнее время технологии развиваются просто стремительно – это, естественно, огромные деньги. Поэтому задача технической дирекции, которая ездит на выставки, видит все новинки, – постараться предугадать, что будет актуально завтра. Мы не гонимся за модой, подходим к техническим вопросам рационально, бережем то, что есть.

– Что лежит в основе современного телевидения, на ваш взгляд?

– Оперативность. Умение показать то, что происходит здесь и сейчас. Если раньше можно было уехать в командировку и выдать материал через неделю, то сейчас стоит задача выйти в прямой эфир из любой  точки республики – для этого мы закупаем рюкзаки со специальным оборудованием.

– Олег Олегович, а как вы изучаете аудиторию, ее интересы?

– Заказываем исследование ВЦИОМ, последнее получили буквально 15 марта. Телевидение сохраняет позиции лидера как источник получения новостей, только потом – соцсети и интернет.   По мнению респондентов, наши телеканалы НВК и Якутия24 лучше других информируют о жизни республики. Среди самых популярных тем –  путешествия, воспитание и образование детей, сохранение национальной культуры.

– Тем временем центральные телеканалы целыми днями показывают ток-шоу о  ситуации на Украине, в Сирии, США, смакуют, кто от кого родил, беззастенчиво копаются в нижнем белье…

– Телеканалы гонятся за рейтингом, а зрители, увы, активно смотрят подобные передачи. У НВК «Саха» цель другая – дарить позитив, что особенно важно в нашем суровом климате, когда девять месяцев туманы, холод и темень.

– Как вы оцениваете рейтинг программ НВК – есть какой-то счетчик?

– Сотрудничаем с компанией «Медиа Хилс» – постоянно видим на экране четкий график, чему в эту самую минуту отдает предпочтение зритель. Программная дирекция ведет постоянный анализ. Утром и вечером рейтинг у НВК самый высокий. Руководитель «Медиа Хилс» Андрей Бояринов даже был удивлен: Якутия – единственный регион, который бьется за зрителя наравне с федеральными каналами и… выигрывает их!

– У ярко выраженных творческих людей порой хромает дисциплина: готовы ли «все простить» за талантливый продукт?

– Это стереотип, время которого давно прошло. Сегодня рейтинг ведущего напрямую зависит от его дисциплинированности, ответственности. Такие ведущие как Талбан, Георгий Белоусов в эфире каждый вечер, они просто не имеют права болеть, расслабиться. Это их профессионализм, любимая работа…

– Как будут транслироваться НВК «Саха» и Якутия24 после перехода республики на цифровое телевидение?

– Ни одна региональная телекомпания пока не попала в мультиплекс. Но у нас собственный телеканал, свое программирование – мы есть у кабельных и спутниковых операторов, в интернете. 80 процентов жителей республики обеспечены высокоскоростным интернетом, в улусах активно пользуются спутниковым телевидением. Мы останемся и в эфирном ТВ, но постоянно переключаться с цифрового варианта неудобно, поэтому в семьях один телевизор оставляют на аналоговом сигнале, чтобы смотреть НВК.

– Спасибо за беседу – успехов якутскому телевидению!

 

Елена ПТИЦЫНА