Юрий ОЩЕПКОВ много лет работает преподавателем физкультуры и основ безопасности жизнедеятельности в коррекционной школе. Не уходит, не бросает своих подопечных, как многие, не выдержав педагогической и психологической нагрузки. Напротив, он готовит из своих воспитанников спортсменов-разрядников, мастеров спорта, призёров и чемпионов РС (Я) и России.

— Прав был Экзюпери, сказав в повести «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». О детях, конечно, не скажешь «приручили», но когда воспитываешь их и учишь, то несёшь огромную ответственность. Это вас никогда не пугало, не останавливало?

— Если выбираешь профессию учителя, то уже должен быть готов к ответственности. У нас школа коррекционная, здесь учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Они сложные, ранимые и очень эмоциональные.  К ним нужен отдельный подход, другие методы обучения, чем в обычном учебном заведении.

В первый раз я пришёл в эту школу, когда переехал с семьей из Ленского района. Получил направление и прямо в отделе кадров Управления образования встретился с нашим первым директором — Олимпиадой  Алексеевой. С тех пор прошло двадцать лет, я сроднился со школой, со своими учениками. Я же принимаю их с первого класса и веду до последнего звонка, привязываюсь к ним и  отношусь, как к родным. И дальше содействую в продолжении их учебы: устраиваю в училища, техникумы… У многих моих учеников уже свои семьи, но наша связь не прерывается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Чтобы быть учителем, одного диплома об образовании, мне кажется, недостаточно. Надо иметь ещё какие-то определённые личные качества.

— Думаю, да. Имея педагогический стаж более тридцати лет, могу утверждать: в первую очередь, надо любить детей. Я сам вырос в многодетной семье, и мама растила нас без отца. Поэтому большей частью я воспитывался своим дедом — Михаилом Ивановичем Ощепковым, ветераном войны, кавалером орденов за боевые заслуги. Его именем названа улица в нашем селе Натора. Дед был очень спокойным, добрым человеком. Родственники говорят, что характером я в него. Как многие ребятишки, после восьмого класса я жил в интернате в селе Беченча — это, знаете ли, тоже была своеобразная закалка характера и навыков общения. Потому мне легче понять разных детей и находить с ними общий язык.

— То, что вы преподаёте детям уроки физкультуры, это понятно. Но зачем из детей с ограниченными возможностями здоровья делать спортсменов, тем более – чемпионов?

— А чем они хуже других? Те же дети, с такими же с мечтами о победах и успехах. Участвуя в различных соревнованиях, они проходят социализацию не только в своей среде, но и в обществе, приобретают навыки самостоятельно определять цели и задачи в своей жизни. Я сам с юности фанат спорта, победитель и чемпион в самых разных видах: боксе, лыжных гонках, лёгкой атлетике, борьбе хапсагай, национальных видов спорта, пауэрлифтинге. Спорт — это, во-первых, здоровье,  а, во-вторых, лучший дисциплинирующий и воспитательный метод. А  собственный пример — главная мотивация. В 2011 году я стал победителем IX Всероссийского конкурса «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной спортивной работы» в Екатеринбурге, а, вернувшись, поставил перед своими  воспитанниками задачу стать участниками V Международных спортивных  Игр «Дети Азии». После упорных тренировок на Игры попали десять человек, но надо было уступить места детям из улусов, поэтому от нас приняли участие пять воспитанников. И все они стали призёрами и чемпионами! В шестых Играх три спортсмена заняли призовые места. За это время я вырастил двух мастеров спорта, двух кандидатов в мастера и много победителей различных соревнований республики и России.

— Воспитательный процесс, конечно, этим не ограничивается…

— Занятия физкультурой и спортом — не только ради здоровья и спортивных достижений, это большая подготовка к жизни в целом. Спорт дисциплинирует, закаляет характер, учит добиваться поставленных целей.

Раньше я организовывал при школе летний спортивный лагерь «Выживание», дети получали там разные полезные навыки: существования в природной среде, коммуникации между собой, выручки и взаимопомощи в экстремальных ситуациях. Лагерь проработал четыре сезона. За помощь и работу с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, мне был вручён наградной знак Международного благотворительного фонда — медаль «За милосердие».

В эти дни обучение учащихся продолжается по интернету, со многими я работаю по ватсапу: не у всех наших детей есть компьютеры. Недавно мы провели онлайн-парафестиваль по подвижным играм «Вместе с семьёй». И дети, и родители приняли активное участие, мастерили по моим рекомендациям снаряды из подручных средств, соревновались и остались очень довольны. Я держу связь со всеми родителями своих воспитанников. Хотя отношения и строятся на доверии, нужно всё держать под контролем.

Также я сотрудничаю с Фондом «Харысхал» в проекте «Спорт без границ».

— Юрий Иванович, у вас в семье четверо своих детей. Вы их тоже воспитываете педагогично или позволяете себе иногда их поругать и наказать?

— Нет, я детей никогда не ругаю. Моя жена тоже педагог, учительница младших классов, и у нас не возникает разногласий по этому поводу. Она не препятствует, а понимает и поддерживает меня, когда я пропадаю на работе допоздна. Дети наши выросли, уже растут внук и внучка. Старшая дочь — учитель физкультуры, а по совместительству — заместитель директора по воспитательной работе в Арбынской средней школе. Старший сын по образованию преподаватель, постановщик театрализованных представлений, у него много увлечений, а в последнее время он активно снимается в кино. Мы старались их не баловать, отпуск проводили в деревне, приучали к труду. Сыновья отслужили во флоте: один на корабле, другой — морским пехотинцем.

А в целом я ко всем детям отношусь одинаково. В вопросе воспитания подрастающего поколения не может быть разделения на своих и чужих. Все дети — наши.

 

Валентина СОЛОМОНОВА