Она пишет картины, путешествует по миру, открывает свои выставки и учит других поверить в свои способности.

В Выставочном зале Национального художественного музея (здание «Комдрагмета») открылась персональная выставка Ирины Мекумяновой. (См. 26 стр.) Это далеко не первая «персоналка» автора в родном городе, но самая крупная:  она включает в себя как ретроспективные произведения, так и новые, созданные в этом году. Работы очень разные по сюжету, цветовому колориту, технике и материалам. У нее узнаваемый почерк – некая кажущаяся легкость исполнения: немного мазков – и картина, немного  линий – графика. При этом они всегда выглядят законченными, ничего не хочется добавлять. Такой результат получается, когда за этим стоит мастерство, отточенное за годы упорного труда.

 

— Ирина, это правда, что в последнее время у тебя было много персональных выставок?

— Да, в марте этого года  состоялась  выставка моих работ  в Санкт- Петербурге, на Невском проспекте, 20, а недавно вернулась из Приморья, где  выставилась в Музее современного искусства. Во Владивостоке,  где я училась,  увиделась со своими однокурсниками из альма матер –  Дальневосточного государственного института искусств.  В Польше  провела девять выставок, начиная с 2016 года. Среди них такие серьезные площадки, как Галерея WL4 Gdańsk, Выставочный зал музея Putsk, Biblioteka Główna, Российский центр науки и культуры в Гданьске.

— Как польский зритель воспринимает твои работы?

— Поляки достаточно избалованы, в Польше на высоте современное искусство – прекрасная графика, дизайн. В Гданьске находится ASP (Академия Штук Пенькных) – Академия искусств. Я очень рада, что мои работы понравились любителям искусства: «Это портал в неизвестный для нас мир! Это очень сильно!» Такие отзывы я слышала. И часто польская сторона, а не я, оказывалась инициатором выставок.

— Как объяснить твою любовь к золоту в картинах?

— Это не важно,  какими красками пишется картина, главное, чтобы в картине чувствовалась душа художника, его энергия.

— Сейчас модно проводить мастер- классы, автору находиться в зале на протяжении срока действия выставки.  Ты идешь в ногу со временем?

— В Санкт-Петербурге, где провела выставки в Доме национальностей 2017, в музее Арктики и Антарктики и в Центре музыки и искусства на Невском, 20, я встречалась со зрителями, и это им очень нравилось. Авторская экскурсия или мастер-класс от автора –  дополнительный бонус для посетителей. Как-то, когда была студенткой, я с большим интересом слушала вот такую экскурсию  известного живописца Дмитрия  Жилинского  в Выставочном зале Союза художников России в Москве. Академик, профессор, имеющий все мыслимые и немыслимые звания, он не жалел  времени и сил, чтобы полнее донести смысл своего творчества до зрителя. Это очень впечатляет.

С тех пор я умею делать бумажных ангелов, которые можно увидеть на многих картинах мастера. И на нынешней выставке  провожу авторские экскурсии и  мастер-классы по вторникам и четвергам. Мне нравится наблюдать, как загораются глаза у детей и взрослых, которые начинают лучше понимать художника, а некоторые и сами активно пытаются творить. Это тоже результат выставки.

— Женщина-художник. Какие плюсы и минусы?

— Профессия больше мужская – тяжести приходится таскать, этюдник, картины, краски… Когда нас принимали в Институт искусств, была квота: юношей принимали в два раза больше, чем девушек. Сейчас ситуация меняется, к сожалению. И очень важен (как и в любой другой профессии), конечно, профессионализм,  тогда не смотришь, какого пола художник.  Но я счастлива,  что я – художник!

— Легче творить в маленьком городе или большом?

— Художнику легче там, где у него есть мастерская, там его дом, и самый страшный кошмар — лишиться ее.

— Какие из твоих работ любимые?

— Картины, как дети, все одинаково дороги для его создателя. В определенный момент ты просто уделяешь какой-то больше времени…

— Как приходит замысел?

— Замысел картины приходит внезапно, и очень важно, чтобы были условия воплотить его.

— Сейчас часто можно услышать, что искусство коммерциализируется. Что это значит?

—  Про коммерцию – это вопрос не ко мне, это к специалистам :))). Я заметила только, что когда делаешь картину или рисунок  по-настоящему и  от души, обязательно находится тот человек, которому это созвучно и  тоже нравится.

— Как ты думаешь: все люди должны разбираться в искусстве?

— Наверное,  своими картинами  художник  приобщает людей к искусству. Я довольно много времени занимаюсь педагогической работой, горжусь своими учениками и, думаю, благодаря этому  разбирающихся в искусстве станет больше.

 

Беседовала Ольга СКОРИКОВА