Как-то я вместе с классом сына ходила в музей. Было очень интересно, ребята из военно-исторического клуба показывали реалистичную реконструкцию времён войны: костюмы, грим и декорации были просто шикарные. Но впечатление испортило отношение сотрудников и других взрослых к детям.

 

Сначала произошёл инцидент у входа на видеоинсталляцию, девочки горели желанием её посмотреть и заранее заняли очередь. Молодая сотрудница отодвинула их в сторону, попросив пропустить тех, кто выходит. Потом так же безжалостно оттерев наш класс, стала пропускать другую группу. Когда одна из девочек стала возмущаться, мол, мы стояли в очереди, сотрудница заявила: «Возможно, они стояли раньше». То есть она не видела, кто стоял в очереди, а просто предположила, и на этом основании стала оттеснять девочек и ещё внушать им, что они не правы, раз не могут подождать. В разговор вмешалась чужая мама, пытаясь пристыдить нашу девочку, неприлично де спорить со старшими. Можно подумать, что возраст – это априори мудрость и правота во всех поступках. Слава богу, после нескольких минут разбирательств сотруднице хватило такта извиниться, а вот случайная женщина даже не подумала попросить прощения, что влезла со своей критикой в чужой разговор. Мало того, она продолжала возмущаться отсутствию воспитания у молодёжи.

Второй случай произошёл, когда дети захотели написать свой отзыв: им очень понравилось в музее. Мужчина, видимо, охранник, подошёл и сделал замечание моему сыну. «Что он сделал?» – спросила я. Тот с негодованием ответил: «Он листал страницы!». Я даже опешила. Вот это преступление! Какой ужас: ребёнок листал страницы, чтобы найти чистый лист для отзыва!  Сын взял ручку, но тут подошла ещё одна дама и велела, чтобы он не писал всяких глупостей, иначе им потом будет стыдно перед иностранными гостями. После этого желание писать что-то хорошее пропало. Мы не хватали экспонаты, не шумели, вели себя прилично в культурном месте. Почему же сотрудники решили, что мы можем испортить драгоценную книгу отзывов и предложений? Раз дети, значит, преступники?

И дело не только в этом походе в музей. Проблема в том, что многие взрослые ведут себя так, будто дети всегда не правы. Споришь – значит, хамишь, а не отстаиваешь свою точку зрения. Пытаешься защитить свои права – значит, пререкаешься и не уважаешь старших. А почему вообще дети должны вас уважать? Прожить какое-то количество лет – не подвиг. Если тебе стукнуло 30, 40, 50 лет, это не означает, что ты вытащил десять котят из огня, достал из воды пятнадцать утопленников и провёл сотню спасательных операций. Так почему какая-то случайная прохожая должна требовать к себе королевского почитания?

Я не думаю, что это правильно – учить детей уважать и слушаться всех взрослых подряд. В современных реалиях это опасно.

Меня воспитывали уважать старших и не перечить им, и ничего хорошего я в этом не вижу. Вот пример. Когда мне было 17 лет, я ехала в автобусе к однокурснице. Возле меня сел старенький дедуля с палочкой. Посмотрел оценивающе (хотя, что там оценивать было: сапоги, пальто, минимум косметики) наклонился и спрашивает: «Сколько?». Я в голове перебрала тысячу вариантов: сколько время? Сколько стоит проезд? Сколько ехать до остановки? А он: «Пошли ко мне, я сегодня пенсию получил, хорошо тебе заплачу», – и начал тянуть за рукав к двери. Я была в шоке. Но пресловутое уважение, которое мне внушили с детства, не давало сказать ни слова. Я просто оцепенела от ужаса, не зная, что делать и как реагировать. Хорошо, что на остановке я смогла выбежать из автобуса. Дедуля с палочкой обрадовался, решив, что уговорил меня, но я запрыгнула в другой автобус, а он не успел дохромать за мной. Я всё думаю: а если бы это произошло не в людном автобусе? А просто на тихой улочке? Неужели я, примерная девочка, которая не привыкла перечить старикам, дала бы затащить себя в подъезд?

И это неискоренимое уважение к людям и послушание мешают отстаивать права в других ситуациях. Наглые и бескультурные хамы пользуются этим, они видят твою воспитанность насквозь и ходят по головам. Нет, я не учу детей безоговорочному уважению старших. Я говорю, что нужно изначально хорошо относиться к каждому, независимо от возраста, а дальше – так, как он этого заслуживает. Потому что неправым может быть любой – и малыш, и учитель, и врач, и убелённый сединами старик. Ни возраст, ни профессия не гарантируют стопроцентной безошибочности в суждениях и поступках. Может быть, со стороны мои дети покажутся кому-то «невоспитанными». Но чужое мнение – это не страшно, оно не может причинить вреда жизни и здоровью. А вот слова и действия неадекватных взрослых – ещё как.

А вы учите детей уважать взрослых?

 

Вероника СКВОРЦОВА